Декоративная резьба по дереву: Хоббитека: художественная резьба по дереву

Хоббитека: художественная резьба по дереву

Художественная резьба по дереву — старинный народный промысел, один из видов декоративно-прикладного творчества, разновидность художественной обработки дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долото, стамесок и других инструментов. С совершенствованием технологий появилась токарная обработка дерева и фрезерование, значительно упростившие труд резчика. Это именно тот случай, когда небольшое легкое увлечение, хобби может перерасти в дело всей жизни.

Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву / Т.А. Матвеева. — М. : Высшая школа, 1989. — 142 c.

Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву / Д.М. Гусарчук ; под ред. Л.Я. Супрун. — М. : Лесная промышленность, 1985. — 208 c.

Краткая энциклопедия художественных работ по дереву / сост. В.И. Рыженко. — М. : Оникс : Центр общечеловеческих ценностей, 2007. — 703 с.

Художественная резьба по дереву развивалась столетиями, так как с самых ранних этапов развития человечества дерево использовалось для постройки жилищ и изготовления многих предметов быта.

Обработкой дерева занимались настоящие мастера. Они старательно украшали деревянные готовые изделия (дома, лодки, детские игрушки) художественной резьбой, нанося орнамент разной сложности. Искусство мастеров постоянно совершенствовалось, так как со временем появлялись все новые инструменты и технологии обработки дерева.

Чупахин В. М. 22 урока геометрической резьбы по дереву / В. М. Чупахин : учебно-практ. пособие. — СПб. : Литера, 2004. — 151 с.

Развитие резьбы по дереву в мире связано, безусловно, с запасом природных ресурсов. Наибольшее развитие этот вид художественной обработки дерева получил в следующих странах и регионах:

  • Северная Америка — искусство индейских племён;
  • Скандинавские страны, Великобритания — рельефы;
  • Китай — резьба Дон-ян (Dongyang). Горельефы, круглая скульптура, прорезная резьба;
  • Индия и страны Юго-Восточной Азии ― храмовая резьба;
  • Япония ― миниатюрные скульптуры нэцкэ, театральные маски;
  • страны исламского мира — украшение мечетей;
  • Африка — ритуальные маски и предметы быта из местных пород дерева.

В России издавна резьба по дереву называлась резным делом. Лесные богатства стали естественным источником материалов для строительства домов и храмов, изготовления мебели и кухонной утвари, кораблей и лодок, декоративных предметов и предметов культа. И, конечно, орудия труда частично или полностью изготавливались из древесины.

Вследствие слабой стойкости материала к внешним условиям до наших дней дошла лишь незначительная часть древних произведений декоративно-прикладного искусства, изготовленных из дерева.

Шигирский идол

Самый древний объект ― Шигирский идол. Эта необыкновенная археологическая находка, сделанная в январе 1890 года недалеко от уральского города Кировограда. Считается, что возраст деревянной статуи – не меньше 9500 лет. Деревянный идол весь покрыт разнообразными узорами, отражающими мировоззрение людей своего времени. Почему же он сохранился? Идол изготовлен из долговечной лиственницы и был найден в торфянике, а торф, как природный консервант, защитил его от разложения.

Складень. Мастер инок Амвросий. 1456 г. Фрагмент

В конце XV века инок Троице-Сергиевской лавры Амвросий (резчик, золотых дел мастер, создатель школы троицких резчиков и ювелиров; традиционная особенность школы ― миниатюрность и одновременно монументальность характера резьбы по твердым породам дерева) соединил в своих работах восточный, западный и традиционный русский орнамент и оказал огромное влияние на развитие резного дела XV—XVI веков.

Примерами архитектурных памятников резного дела ХVIII-ХIХ веков являются сохранившиеся деревянные дома на русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири. Высокие фронтоны крестьянских домов завершают детали крыши, на концах которых вырезаны головы коней или оленей. Фасады украшены растительным или геометрическим орнаментом. Внешняя скупость и сдержанность изобразительных средств придает строгость этим постройкам.

Среди резных изделий очень интересны по разнообразию форм и совершенству рисунков прялки. В каждом регионе России веками разрабатывались оригинальные приемы декорирования, присущие исключительно данной местности. Так, например, в Нижегородской губернии в середине ХVIII века сложился уникальный промысел городецких прялочных донец с резьбой и инкрустацией мореным дубом. С течением времени резная утварь приобрела привлекательную декоративность. Прялки, как подарочные изделия, щедро декорировались кусочками зеркала, бусами, пластинками железа.

Пряничная доска

Резьба по дереву всегда украшала пряничные доски. Ароматные пряники до сих пор, несмотря на большое разнообразие кондитерских изделий, многими любимы, поэтому стали распространенным оригинальным сувениром Городца, Костромы, Вязьмы, Тулы и некоторых других регионов. Формы печатных пряников самые разнообразные, от домашних животных до машин, пароходов, паровозов.

Расписная игрушка

Самостоятельная область народной резьбы — деревянная игрушка. Деревянные игрушки (куклы, фигурки, лошадки, упряжки) изготовлялись во всех лесных регионах России, большая их часть расписывалась. Центры изготовления игрушек – г. Лысково Новгородской губернии, села Архангельской и Владимирской губернии. Оригинальными местными особенностями отличается Сергиев-Посадская и Богородская деревянная игрушка в Подмосковье, федосеевская и городецкая игрушка из Нижегородской области. Сегодня это оригинальные сувениры, которые приобретаются туристами в путешествиях по России и долго напоминают о полученных впечатлениях.

Разновидностью скульптурной резьбы можно считать искусство резьбы бензопилой. Она приобретает всё большую популярность и среди резчиков, и среди ценителей прекрасного. Это вполне объяснимо: резьба бензопилой — действо, спектакль, шоу. Проводятся фестивали, соревнования, показательные выступления мастеров резьбы бензопилой на массовых мероприятиях, презентациях, выставках. В отличие от других жанров резьбы по дереву, зритель не только видит конечный результат кропотливой работы мастера, но и визуально участвует в процессе создания скульптуры.

Также в последнее время все большую популярность получает создание скульптур на различных копировально-фрезерных станках, наиболее доступным из которых является Дупликарвер.

Голышев И.А. Памятники старинной русской резьбы по дереву во Владимирской губернии.  — Мстера, Владимирская губерния : В типографии Владимирского губернского Правления, 1876. — 24 с.

Народная резьба / В. Воронов ; ред. В. А. Никольский. — М. : Государственное издательство, 1925. — 39 с.

Бардина Р.А. Художественные промыслы Владимирской области / Р.А. Бардина. — Ярославль : Верхне-Волжское книжное издательство, 1975. — 110 с.

Художественная резьба по дереву – возможность создать прекрасный элемент декора, который станет оригинальным украшением домашнего интерьера, придаст неповторимую атмосферу уюта и гармонии, будет сюрпризом и темой для обсуждения в кругу друзей. И все это можно сделать своими руками, понадобится лишь фантазия и желание творить, обучающие книги, мастер-классы и, конечно, инструменты. И еще немного: умение видеть объемные фигуры, чувство перспективы, сохранение пропорций. Вооружившись этим арсеналом, можно воплощать в дереве самые изысканные фантазии и получать удовольствие от творческого процесса, радовать семью и друзей, а также найти единомышленников.

Первые шаги к совершенству помогут сделать книги, которые всегда доступны читателям Владимирской областной научной библиотеки.

Материал подготовлен отделом производственной литературы

тел: (4922) 32-32-02 (доб. 129)

Виды художественной резьбы по дереву: рисунки, особенности стиля «Татьянка»

Художественная резьба по дереву всегда привлекала внимание ценителей декоративной обработки древесины. Создание различных фигур из дерева, резной мебели с изображением каких-либо сцен жизни людей в любые времена пользовалось особой популярностью среди резьбарей. Разнообразные виды резьбы доступны не только опытным мастерам, но и новичкам в этом виде искусства.

Картина выполненная художественной резьбой по дереву

Достичь определенных результатов в этом деле можно не только благодаря таланту, но и постоянному обучению. Решив заняться данным видом искусства, необходимо изучить различные виды резьбы по дереву. Существует большое количество методов резьбы, позволяющих создавать резные изделия.

Особенно большое количество поклонников насчитывается у художественной резьбы по дереву «Татьянка». Этот стиль берет свое начало с конца ХХ века. Основателем данного метода был Шамиль Сасыков, который являлся мастером по художественной резьбе данным способом и знал все тонкости этого направления.

Вернуться к оглавлению

Содержание материала

  • 1 Стиль резьбы по дереву «Татьянка»
  • 2 Методы работы с деревом
  • 3 Требования к выполнению резьбы в стиле «Татьянка»
    • 3.1 Характеристики рабочего места
    • 3.2 Материал для создания изделия
    • 3.3 Каким инструментом можно пользоваться

Стиль резьбы по дереву «Татьянка»

Родившийся в 1990 году в результате творческого эксперимента стиль стал целой художественной системой. Обучение данному стилю прошли уже более 10 тыс. человек.

Деревянная резная тарелка выполненная резьбой Татьянка

Его особенность состоит в том, что производить обработку изделия с помощью специальных инструментов для резьбы можно только 1 раз. Резьба в стиле «Татьянка» основана на принципе единичной обработки, поэтому эта техника позволяет создавать различные декоративные элементы с применением специальных инструментов.

Если использовать другие методы рельефной резьбы, то выполнение форм займет больше времени, чем использование стиля «Татьянка» для резьбы по дереву.

Инструмент подбирается с учетом особенностей древесной породы, которая может быть мягкой или твердой. Приспособления для резьбы должны быть хорошо заточены. Поскольку стиль резьбы «Татьянка» является многослойным, то потребуется переходить от одного этапа к другому. Вырезав некачественно элементы первого слоя, следующие невозможно будет оформить красиво и правильно.

Кухонная доска выполненная в стиле Татьянка

Для оптимизации выполнения работы потребуется тщательное изучение этапов художественной обработки дерева. Поэтапное воспроизведение каждой детали, а также их расположение на поверхности доски должно быть продумано. Из-за одного неверного движения восстановление неправильно срезанного элемента окажется невозможным.

Художественная обработка древесины в стиле резьбы «Татьянка» — это перспективный вид резьбы. Овладевший данным видом техники резьбы домашний мастер всегда будет иметь работу. Эти изделия пользуются популярностью у покупателей.

Другие виды резьбы для начинающих: плосковыемчатая, сквозная, скульптурная резьба и рельефная резьба. В отличие от перечисленных методов, популярный вид резьбы «Татьянка» требует сил и времени в меньшем количестве, чем другие методы. Эта техника отличается многослойностью и требует тщательной проработки верхних и нижних слоев.

Вернуться к оглавлению

Методы работы с деревом

Художественная резьба по дереву, в зависимости от техники ее выполнения, предполагает использование соответствующих инструментов, которые предназначаются для определенного метода.

К примеру, для сквозной резьбы, которая должна иметь объемный вид, используются стамеска, лобзик или пила.

Данный вид резьбы еще называется ажурным, он применяется для украшения домов. Объем придается изделию благодаря рельефной резьбе. Ее основное требование связано с выполнением рисунков на одном уровне с фоном или выше него.

Техника плоскорельефной резьбы предполагает подушечный и выбранный фон. В первом случае фон с рисунком должны находиться на одном уровне, второй способ требует расположения рисунка выше фона.

Поэтапное выполнение плоскорельефной резьбы

Создание скульптур из дерева с помощью бензопилы стало популярным на сегодняшний день. Скульптурную резьбу можно считать наиболее сложной из всех техник, но одновременно довольно интересной. Воплощение правильных пропорций в необработанное дерево способно превратить его в человека или животного. Обычно мастер переносит настроение, используя объемные детали и делая изображение более живым.

Перед тем, как переходить к более сложным работам, следует взять для тренировки простые эскизы для резьбы, пользуясь книгами по резьбе, в которых указаны обычные схемы и зарисовки с детальным описанием. Для начала вырезают фигурки незначительных размеров с учетом небольшой детализации. Грамотная художественная резьба по дереву требует постоянных тренировок, позволяющих усовершенствовать навыки создания резных изделий.

Плосковыемчатая обработка дерева может быть следующих видов:

  1. Геометрическая.
  2. Контурная резьба.
  3. Ногтевидная.
  4. Чернолаковая.

Для выполнения таких видов техники требуются: эскизы, нож, стамеска, дерево. Создание геометрического резного рисунка предполагает вырезание ромбов, шестиугольников, квадратов под разными углами. Выполнение углублений с помощью стамески под углом 90 °, а рядом под острым углом предполагает создание рисунка с помощью множества скобок на заготовке из дерева.

Создание рисунка с помощью треугольных или круглых желобков представляет собой технику контурной резьбы. Если перед работой поверхность покрывают лаком либо черной краской, а потом начинают вырезать рисунок, то он будет очень эффектно смотреться в готовом виде.

Вернуться к оглавлению

Требования к выполнению резьбы в стиле «Татьянка»

Шкатулки выполненные в стиле Татьянка

Характеристики рабочего места

Художественная обработка дерева осуществляется при постоянном соблюдении требований к рабочему месту. Резчику в стиле «Татьянка» необходима любая плоскость из дерева с ровной поверхностью: верстак, табуретка, стол или подоконник. Наилучшим образом подходят стол или верстак, поскольку они имеют тяжелый вес и деревянную столешницу.

Подходит и полированный стол, на который можно положить кусок фанеры либо чертежную доску 20×20 см и больше. Это позволит уберечь инструмент от поломок, если он случайно сорвется и воткнется в столешницу. Учебная доска не закрепляется во время работы, которую осуществляют без упора. Если заготовка из липы, то она является достаточно мягкой, поэтому может упереться во что-либо твердое. После этого на поверхности будут образованы вмятины.

Чертеж обустройства рабочего места для резьбы по дереву

Освещение должно быть естественным или с широким спектром, поскольку весь процесс работы является кропотливым и требует повышенной аккуратности. Хорошо, если стол с лампой будет стоять возле окна. Свет не должен отсвечивать в глаза от доски. Поскольку сделанные карандашом эскизы будут стираться по мере выполнения работы («исчезающий рисунок»), в итоге должно остаться чистое дерево, которое не имеет цветовой контрастности. Неровный рельеф отбрасывает тени, которые становятся четко различимыми.

Подсыхающую в процессе работы учебную доску требуется периодически увлажнять, чтобы поддерживать ее в рабочем состоянии. Влажность должна составлять около 12-15%. Доску можно увлажнять заранее, промачивая торцы.

Рабочее место для резьбы

Для каждой доски характерны свои параметры, поэтому сделать анализ результатов увлажнения можно только опытным путем, что позволит рассчитать периодичность увлажнения доски.

Материал для создания изделия

Древесина для резьбы должна иметь ровную и гладкую поверхность. На дереве не должно быть сучков и прочих изъянов. Если возникло желание использовать древесину с сучками, то любой из них можно обыграть в процессе работы. В дальнейшем можно развить композицию, если руководствоваться замыслом и техникой резьбы.

Наилучшим образом для целей создания интересной резьбы в стиле «Татьянка» подходит липа.

Такой материал не только с легкостью режется в любом направлении, но и подходит начинающим резчикам. При выборе доски необходимо обращать внимание на торец материала, где древесину выбирают однородную, плотную и не рыхлую.

Если доска близко от коры, то есть у края бревна, где размещение слоев по отношению к поверхности является пологим, плотную древесину можно использовать. Эта доска с легкостью может быть разрезана на 2 части. На любом участке древесины с однородной плотностью резьба может быть выполнена лучше.

Вариант с размещением слоев под углом к поверхности доски с образованием косослоя является не самым подходящим. Резать поверхность данного вида древесины можно только по направлению волокон. Если требуется обработка дерева в обратном направлении, то слои будут уходить вниз, как и стружка от стамески.

Выполнение плоскорельефной резьбы

Это обязательно приводит к появлению нечистых и занозистых срезов, и образованию сколов. Наличие каких-либо включений в древесине всегда будет осложнять процесс обработки дерева.

Если потребуется сделать перерыв между работой, не рекомендуется учебную доску укутывать в мокрую тряпку или держать ее в пакете. Это приведет к развитию различных бактерий, потемнению доски и образованию на ней плесени. Доски наилучшим образом сохраняются в помещениях, где нет отопления: бане, сарае, сенях, лоджии или балконе. Хранить учебные доски в холодильнике, ванной, подвале либо на солнце не рекомендуется.

Каким инструментом можно пользоваться

Чтобы четко организовать учебный процесс, можно воспользоваться специальным инструментом «Татьянка», который имеет параметры, рассчитанные для работы по пластичным древесным породам. Если пользоваться самодельными либо заводскими инструментами, то они являются малопригодными, поскольку имеют несовпадения по размеру и другим параметрам.

Если в процессе обучения резьбе в стиле «Татьянка» воспользоваться другими типами резцов по дереву, то это сильно осложнит обучение, на которое уйдет много времени, а сам характер работы изменится. Чтобы выполнить первые простые учебные орнаменты, потребуется обычный ученический набор, куда входят:

  1. Стамески №6, 17.
  2. Нож-косяк.

Стамески для этапа обучения лучше всего брать полукруглые (радиусные) среднего диаметра.

Набор стамесок и других инструментов для резьбы по дереву

Они имеют профиль лезвия, который в поперечном сечении представляет часть круга. Если стамеску поставить торцом на доску, а затем провернуть ее вокруг оси, то лезвие должно прорезать древесину, замкнув окружность.

Стамески, которые были использованы, должны позволять делать глубокий срез, поэтому важно, чтобы эти инструменты были маневренными и хорошо подходили для обучения основным приемам работы инструментом. Нож-косяк является главным инструментом резчика. Такое название он получил по форме лезвия, которое имеет косой срез. Нож-косяк «Татьянка» имеет размер, подходящий для средней руки.

Ножа-косяк от пятки до ручки должен иметь такую длину лезвия, чтобы пятка не могла достать своим углом до руки 2 см. А от носка до ручки длину лезвия определяют расстоянием до пятки при угле в 45 °. Лезвие должно иметь ширину полотна, равную от 15 до 25 мм, а полотна — около 1,5 мм.

Резной декор из дерева — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Учить больше. )

Резьба по дереву — Etsy.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *