Экибана это: Экибана — это… Что такое Экибана?

Содержание

Экибана — это… Что такое Экибана?

Икэбана. Стиль Рикка

Икэба́на (яп. 生け花 или яп. いけばな икэбана, «икэ» — жизнь, «бана» — цветы, буквально «живые цветы») — традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере. В основу икэбаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.

Выставка икэбаны в метро Киото

История

Икэбана возникла в Японии в 15 веке и первоначально имела религиозную направленность, являясь подношением богам в японских храмах.

Об искусстве Икэбана обычно думают как о копировании естественных форм растений, как они растут в полях и горах. Однако Икэбана не является ни копией, ни миниатюрой. В Икэбана мы аранжируем одну маленькую ветку и один цветок в безграничном космическом пространстве и бесконечном времени, и эта работа вмещает всю душу человека. В этот момент единственный цветок в нашем сознании символизирует вечную жизнь.

— Икэнобо Сэнкэй. «Истинная уточненность»

Школы

Икэбана развивается в рамках определенных школ и стилей. Наиболее известными в Японии признаются три школы: Икэнобо, Охара, Согэцу.

Икэнобо

Первой школой развития Икэбаны следует считать Икэнобо. Икэнобо была основана в середине 15 века Икэнобо Сэнкэем — священнослужителем буддийского храма Роккакудо в городе Киото. В школе Икэнобо, в отличие от других школ, до сих пор культивируют старые стили икэбаны, такие как стиль Рикка и Сека. Икэбана в стили Рикка первоначально использовалась для украшения храмов, сейчас используется в основном для религиозных ритуалов и торжеств. Этот стиль отражает величие природы. Например, сосновые ветви символизируют скалы и камни, а белые хризантемы символизируют реки или небольшие ручейки.

Охара

Школа Охара основаная в 1897 году привнесла в икэбану новый стиль — морибана. Отличие стиля морибаны — растение устанавливаются на плоских низких вазах с использованием металлических наколок (кэндзанах).

Согэцу

Школа Соцэгу (яп. 草月 — «Трава и Луна») — наиболее современная из школ, возникла в 1927 году. Отличие этой школы — применение в икэбане не только цветов и растений. Используются камни, ткани, металл, пластик и другие виды неживого материала. Икэбаной стали украшать не только помещения, но и выставлять на улицах, парках, метро. Создал школу Софу Тэсигахара — талантливый художник-новатор, скульптор, которого на Западе называли Пикассо цветов.

Стили

  • Рикка (立花) — Наибольшей популярности стиль Рикка достиг в 17 веке, сейчас считается устаревшим и редко практикуется.
    • Рикка Сёфутай
    • Рикка Симпутай
  • Сёка (生花)
    • Сёка Сёфутай
    • Сёка Симпутай
  • Нагеирэ (投げ入れ) (другое название Хэйка) — икэбана в высоких вазах с узкой горловиной, растения устанавливаются, опираясь на край ваз. Если требуются установить ветки и стебли в другом положении, то применяют несложные деревянные подпорки.
  • Морибана (盛り花) — икэбана на низких плоских вазах или подносах, в которых может содержатся вода. Для установки растений в посуде используются металлические наколки (кэндзан) или тяжелые металлические держатели с открытыми гнездами (сиппо).
  • Дзиюка — свободный стиль.

Галерея

Стиль Морибана

Свободный стиль

Литература

  • Пронников В.А. — Икэбана, или вселенная, запечатленная в цветке. — М., ‘Наука’, 1985
  • Коевенская Т., Панкратов В. — Цветочная аранжировка. — М., ‘Агропромиздат’, 1988

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

ИКЕБАНА — это… Что такое ИКЕБАНА?

ИКЕБА́НА -ы и неизм.; ж. [япон.]

1. Искусство составления букетов из живых или засушенных растений (первоначально распространённое в Японии). Искусство икебаны.

2. Букет, составленный по правилам такого искусства. Делать икебану.

ИКЕБА́НА (япон. Ikebana — живые цветы; второе рождение цветов), японское искусство составления композиций из живых или засушенных растений, получившее признание во всем мире. Задача икебаны — создать собственный микромир, подчеркнуть красоту и совершенство природы, внести гармонию в помещение, где стоит композиция, и повлиять на настроение людей. Для того чтобы заниматься икебаной, надо иметь хороший вкус (как считают японцы, «абсолютное зрение», по аналогии с абсолютным слухом), умение видеть красоту в изгибах ветвей, слышать музыку цветов. Мастера икебаны учатся всю жизнь. На становление оказали влияние синтоистские верования и эстетико-философские воззрения буддизма (
см.
БУДДИЗМ) .
История
Искусство икебаны возникло из индийского обычая подносить богам цветы и появилось в Японии в 6 веке. Первые композиции подносились к алтарю Будды в больших роскошных вазах и отличались некоторой помпезностью. Конструктивную основу первых икебан составляли две основные ветки, символизирующие свет и тьму, противостояние земли и неба. Затем был добавлен и третий элемент, символизирующий человека. Разные школы икебаны в разной мере отражают влияние различных школ буддизма (
см.
БУДДИЗМ), а также другой традиционной японской религии, синтоизма (см. СИНТОИЗМ). В икебане до 15 века господствовал стиль рикка (стоящие цветы) — большие композиции, в которых линии растений устремлялись вверх, причем стебли ни в коем случае не должны были касаться стенок сосуда. Для создания этих композиций применялись ветви бамбука, деревьев хвойных пород, для чего требовались большие усилия, поэтому риккой занимались мужчины. Ныне композиции рикка сохранились как храмовые, ими иногда аранжируют большие помещения. Но основу всех стилей икебаны заложили все же композиции рикка.
Необычайной простотой отличаются композиции стиля тябана (икебана одного цветка), появившиеся в 16 веке. Для них требуется всего 1—2 цветка и лист. Такие композиции сопровождали чайную церемонию. Тябана развилась из популярного среди простых людей стиля нагеирэ (цветы, брошенные в воду), не имеющего определенных правил. Как нечто среднее между нагеирэ и рикка в начале 18 века появился стиль сейка, который сочетал в себе простоту нагеирэ и благородство рикки.
После революции Мэйдзи (см. МЭЙДЗИ), когда Япония прервала свою вековую изоляцию, в 1889 искусство икебаны стала обязательным для женского образования. В 1897 появляется совершенно новый стиль морибана — композиции из растений в плоских вазах, удерживаемые с помощью специальных наколок. Интересно, что большинство европейцев считает именно морибану типично японским стилем. После модернизации в Японию попали невиданные до тех пор розы, гвоздики, тюльпаны и другие роскошные цветы. Их стали также включать в композиции.
В 1926 возникла школа Согецу, которая в полной мере испытала воздействие авангардистской живописи и урбанистических течений. Эта школа включает в композиции самые неожиданные предметы, живой и неживой материал.
Примеру Согецу последовали и другие школы.
Школы
Самой древней была школа Икенобо, основатель которой культивировал стиль рикка. В этой школе, единственной ныне, сохраняют этот стиль. Но наряду с этим используют и все остальные стили, нагеирэ и морибана. В настоящее время школа Икенобо возглавляется представителем 45-го поколения семьи Икенобо.
Школа Охара основана У. Охара в 1880-х годах. Основатель школы создал стиль морибана и включал в свои аранжировки невиданные западные цветы. Школа Охара практикует стили морибана и нагеирэ. В настоящее время Охара имеет филиалы по всему миру, во главе ее стоят члены семьи Охара.
Школа Согецу была основана в 1926 С. Тэсигахара, который происходил из семьи потомственных преподавателей школы Икенобо. Школа отвергает устоявшиеся канонизированные формы, использует для композиций камни, металл, пластик, бумагу, перья, а от растений берет не только цветы и ветви, но и корни, коряги, обрубки стволов, лозы лиан. Природный материал допустимо подкрашивать, обрабатывать вывариванием. Школа Согецу имеет свои филиалы и в России.
Другие школы икебаны не так влиятельны.
Стили нагеирэ и морибана
Эти стили наиболее доступны для начинающих и не требуют такой глубокой теоретической и практической подготовки. Условно нагеирэ — это композиции в высоких вазах, а морибана — в низких, причем материал ваз может быть любым. В старину это был в основном бамбук с отверстиями для крепления, а также изумительные по своей изысканной простоте керамические сосуды. В чисто японских композициях цвет сосуда для выбора цветов композиции даже более важен, чем сочетание цветов друг с другом. Икебана не использует хрустальные вазы, крайне редко стеклянные. Ваза часто дополняется подставкой или глубоким подносом.
Между созданием композиций в высоких и низких сосудах нет принципиальной разницы, но при этом используют разные способы крепления веток. Для установки композиции в глубокой вазе создают самодельные конструкции из обрезков или (как это допускаются теперь) используют мотки проволоки. Для фиксации растений в низких сосудах используют специальные металлические наколки — кензаны, или тяжелые держатели с открытыми отверстиями. Композиции морибана по желанию можно дополнить камнями, причудливыми кусками дерева, создающими впечатление маленького кусочка природы. Мастера икебаны нередко сами делают сосуды для композиций.
Основой композиций являются три элемента: Син, длина которого в полтора-два раза больше сложенных вместе высоты и диаметра вазы; Соэ, чья длина составляет 3/4 от Син, и Тай, который по длине составляет половину от Син. В некоторых школах длина Тай может быть измерена по Соэ (3/4 или 1/2).
И морибана и нагеирэ могут быть прямостоячие, наклонные и свисающие, к этим основным стилям в некоторых школах добавляют каскадный и контрастный, а также другие.
Для прямостоячей композиции Син отклоняется от центра не более чем на 30о в любую сторону. Другие ветки должны зрительно гармонировать с Син. Вершины веток обычно образуют равносторонний треугольник, но могут быть и другие геометрические фигуры.
В наклонном стиле Син отклоняют от вертикали примерно на 45о, в пределах от 30 до 45, остальные элементы отклоняются так, чтобы композиция была соответствующей. В свисающем виде Син имеет угол наклона 90о и более, так что почти падает вниз.
Готовая композиция должна иметь высоту, ширину и глубину. В качестве Син и Соэ обычно используют ветви каких-либо деревьев и кустарников, а в качестве Тай (Хикаэ) обычно цветок, но это не является строгим правилом. Тай придает акцент всей композиции, подобно тому, как человек увеличивает красоту неодушевленной природы. Особо умелые мастера в качестве Син и Соэ используют два ответвления одной ветви соответствующей длины.
К трем главным элементам прилагаются дополнительные (дзюси). В современных нестрогих композициях их количество в основном регламентируется вкусом. Каждому главному элементу можно придать дополнительный, причем он должен быть короче основного, но направлен в ту же сторону. Они могут быть той же природы, что и основные, но может быть и наоборот: к цветам добавляют нежные веточки, а к ветвям — цветы. Несколько мелких цветов вроде незабудок создают одно цветовое пятно и считаются одним элементом. Некоторые композиции строятся на контрасте или дополнении таких цветовых пятен (метод масс).
Отправной частью для создания композиции является та, которая по замыслу создателя должна больше всего притягивать внимание зрителей: это может быть цветок, цветовое пятно, красивый крупный лист или необычно искривленная ветка, причудливый корень. Акцент всегда один, другие компоненты не должны его затмевать. Икебана всегда асимметрична, в этом ее отличие от европейских букетов, но она никогда не должна быть плоской.
Материал для композиции может быть представлен в естественном виде, но чаще его изменяют: убирают лишние веточки, обрывают бутоны. В старых школах ветви специально искривляют. Стебли и ветви очищают на 10—15 см.
В Японии избегают присутствия в композиции нескольких слишком ярких цветов, но это не является догмой. Есть лишь одно довольно строгое правило: в композициях для чайной церемонии тябана (икебана одного цветка) не используют желтый цвет. Избегают и одного белого, так как в Японии он считается траурным. В Европе это вполне допустимо.
Более крупные цветы располагают ближе к основанию сосуда, темные цветы также ставят внизу, но если ваза слишком темная, то темные цветы могут быть и наверху.
Фон для композиций
В японском доме икебана ставится традиционно в специальной нише — токономе. Фон и освещение имеют важнейшее значение. Выставки композиций нередко проходят в помещениях с наглухо закрытыми шторами при искусственном свете. Современные мастера для икебаны применяют и специальную подсветку.

Икэбана — это… Что такое Икэбана?

— традиционное японское искусство аранжировки цветов. Дословно икэбана — это «цветы, которые живут». В европейском искусстве составлением букета демонстрируется мастерство человека, создавшего его, тогда как создатели икэбаны стремятся выявить в ней не свои пристрастия и вкусы, не свою индивидуальность, а природную сущность представленных в икэбане растений, глубинный смысл их сочетаний и расположения — композиции в целом. Кроме того, европейцы по большей части стремятся к пышности, нарядности, богатству колорита, тогда как японские мастера икэбаны стремятся к предельной строгости, даже лаконизму в форме, ограничиваясь порой двумя-тремя веточками и уделяя особое внимание самым простым и скромным растениям. Этот вид искусства, зародившийся в Индии и проникший в Японию вместе с буддизмом из Китая, получил широкое распространение в этой стране и стал играть значительную роль в культурной жизни ее общества. Именно в Японии икэбана, выйдя за рамки ритуального обряда подношения символически значимых цветов Будде, а также почитаемым предкам, стала особым видом искусства, широко внедрившимся в самые различные сферы общественной жизни. Простота как знак оригинальности и единичное как знак целого — вот кредо истинных художников икэбаны. Их творения в этом смысле напоминают японские стихи хайку: их отличают те же краткость, глубина и совершенство. Искусство икэбаны в современной Японии является одним из самых популярных, оно осознается как символ национального своеобразия и как воплощение высокого художественного вкуса, признанного во всем мире. Однако японцы любое занятие доводят до профессионального совершенства, они ни в чем не выносят дилетантизма, каждый занимается своим делом как профессионал. Обманчивые представления о легкости и общедоступности искусства икэбаны, к сожалению, нередко приводят к тому, что за пределами Японии оно становится, в сущности, псевдоискусством. На Западе икэбана рассматривается порой как легкое и приятное занятие в свободное время, тогда как в Японии это искусство продолжает оставаться объектом серьезного познания, длительного и трудоемкого обучения, освоения священного ритуального действа, поскольку для многих икэбана остается не только необходимым элементом национальной культурной традиции, но и совершенной моделью мироздания. Растительный материал — собственно аранжировка ветвей, цветов и трав — конструируется в икэбане по строгим нормам, стилистическое своеобразие икэбаны выражено наиболее ярко тем или иным соотношением основных конструктивных элементов — «ветвей». Обычно их три, но бывает и от двух до девяти. Особенности стиля икэбаны находят воплощение и в характере геометрической фигуры, которую она образует, и в организации пространства, в абрисе пустот между основными конструктивными элементами. Структуру икэбаны определяют ее стиль, школа и форма композиции. История искусства икэбаны открывается созданием великолепного торжественного стиля, который получил название рикка (дословно — «поставленные цветы»). Стиль же нагэирэ базируется на самом простом принципе компоновки растений, когда их небрежно, словно бы беспорядочно, ставят в вазу. Но именно в этой кажущейся непринужденности, простоте и заключена особая сложность создания художественного образа в икэбане стиля нагэирэ. Стиль сэйка принципиально отличается от стиля нагэирэ тем, что в этом стиле сосуд не играет роли ствола или сильного стебля, а олицетворяет животворные силы матери-Земли. Далее, в отличие от стилей рикка и нагэирэ, в икэбане стиля сэйка «световая область» всегда помещается в правом или левом заднем углу композиции. Это обстоятельство предопределяет расположение трех основных конструктивных элементов: они все направлены к источнику света, подобно тому, как это бывает и в самой природе. Для стиля морибана характерно такое расположение растений, при котором они никогда не касаются краев сосуда, а прямо поднимаются над водой. В икэбане стиля морибана сосуд играет роль корней растения, а не стебля или ствола, как это имеет место в нагэирэ или сэйка. Такой сосуд-корень позволяет выдерживать достаточно высокие растения и делать самые сложные изгибы, придавая им весьма неустойчивые положения и все же сохраняя устойчивость. Для составления композиций в стиле морибана используется кэндзан — тяжелая металлическая подставка с торчащими иглами, между которыми закрепляют ветви, крупные листья и стебли. Подобно средневековому тексту, икэбана может быть «прочитана» и на самом глубинном философско-религиозном уровне, предстать как образ идеального мира и быть воспринята как соединение нескольких символов, содержащих нравственный урок; она может быть и нежным любовным или дружеским посланием и вызывать восхищение своей красотой. В икэбане нашли образное воплощение единство и борьба противоположностей — сил инь (тьмы) и ян (света). В искусстве икэбаны области инь и ян имеют многоплановую символику: и отвлеченно космическую, когда они выступают как силы тьмы и света, и в известном смысле эротическую, так как диалог между растениями, отнесенными к мужской или женской части композиции, осознается нередко как образ любовного свидания. Многообразию форм, которые составляют композицию икэбаны, не уступает ее цветовое богатство, которое имеет столь же глубокий символический смысл, как и геометрические фигуры и линии. Зеленый цвет является олицетворением весны и вместе с тем символизирует восток, ибо там рождаются день и весна как начало года. Зеленый цвет ассоциируется с планетой Юпитер, имеющей таинственный голубовато-зеленый цвет. Огонь воплощает красный цвет — цвет лета, юга и планеты Марс. Белый цвет символизирует осень — время вызревания белоснежного риса, он соответствует первоэлементу металл (раскаленный добела), его связывают с западом и белесым цветом Луны и сиянием планеты Венера. Самое темное, глухое время года — зима — ассоциируется с черным цветом, с водой (с темными глубокими водами), с наименее яркой планетой Меркурий. Символика желтого (золотого) цвета связана с концом лета, олицетворяющим животворящие силы стихии, землю. Он воплощает также идею центра и ассоциируется с планетой Сатурн. Отдельный семантический ряд в искусстве икэбаны образуют геометрические символы. Линейно графическая и объемно-пространственная структуры икэбаны — едва ли не самая главная ее часть. Важнейшей геометрической формой в икэбане является треугольник, который претворяется в ее композициях во всех вариантах. Треугольник символизирует в икэбане плодоносящие силы матери-Земли, священную гору Сумер; триаду Небо, Земля, Человек, рождение — жизнь — смерть, тело — ум — душу. Треугольник в квадрате, который выстраивается, например, в чертеже икэбаны в стиле морибана, олицетворяет божественное и человеческое, небесное и земное. Треугольник внутри круга, также связанный с графикой различных форм икэбаны, в частности в стиле хэйка, выражает идею троичности в едином. Временное начало композиции — один из важнейших ее элементов. В ней должно быть и ощущение течения времени, и определенное время, т.е. остановленное «вечное теперь», и процесс перехода от прошлого к будущему через настоящее. Прошлое воплощают полностью распустившиеся цветы, стручки, засохшие листья, настоящее олицетворяют цветы, лишь начинающие распускаться, и свежие зеленые побеги, будущее — бутоны и набухшие почки. Времена года — основная временная парадигма: весна — энергичные изгибы ветвей; лето — пышное цветение, буйная зелень; осень — редко поставленные тонкие ветви или стебли; зима — «спящая» природа. Символика цветов и деревьев, их сочетаний в икэбане образует сложный язык. Так, сосна и роза — это вечная молодость и долголетие, сосна и родея (омото) — молодость и вечность, сосна и пион — молодость и процветание, пион и бамбук — процветание и мир, цветы капусты (хаботан), хризантема, орхидея — радость. Семантика икэбаны, аллегорическое и символическое значение ее элементов, как мы видим, неразрывно связаны с эстетическими качествами. Бамбук является символом долголетия, так как он вечнозеленый, и конфуцианского принципа сыновней почтительности, так как, согласно легенде, молодые побеги бамбука появились внезапно в ответ на мольбы и слезы почтительного сына, который хотел исполнить желание старой матери: ей очень хотелось похлебки из побегов молодого бамбука. Бамбук олицетворяет также мужскую волю и несгибаемость, утверждаемые этикой дзэн-буддизма: он полый внутри — этой пустоте уподоблено очищенное от эгоистичных стремлений сердце самурая, бамбук не ломается и очень прочен. Веточки бамбука, сосны и сливы часто группируют вместе, и они олицетворяют долголетие, так как все эти растения остаются зелеными и в холодную пору. Символом Японии являются цветы хризантемы. Естественно, что эти цветы — частый мотив икэбаны: искусство составления композиций из хризантем продумано японскими мастерами с особой тщательностью. Философско-поэтические ассоциации, связанные с этим цветком, особенно многоплановы и глубоки. Хризантемы уподобляют одиноким вершинам с их чувством собственного достоинства и покоем, они словно благородные люди с их чувством долга. Такие растения уникальны — они возвышаются над пошлостью и воплощают сущность осени. Ветка абрикосового дерева также нередко используется в икэбане, это растение выступает как символ красоты и изящества женщины: глаза японок часто сравнивают с яйцевидными зернышками абрикоса. Цветущая ветка яблони выражает пожелание мира в семье, который воцаряется благодаря добродетели жены и матери, икэбана в виде натюрморта из нескольких яблок знаменует вечное согласие. Жасмин олицетворяет сладостность наслаждения жизнью, ее полноту и терпкий аромат. Это растение используется в чайной церемонии. Белизна его цветов, совершенство каждого лепестка, сильный запах очерчивают своеобразие жасмина как знака подлинного бытия и стремления насладиться им, обрести это бытие. Следующие двенадцать растений, собранные в одной композиции, воплощают полноту жизни, ее ритм, олицетворяют двенадцать месяцев года: слива, персик, пион, вишня, магнолия, гранат, лотос, груша, мальва, хризантема, гортензия и мак. Четыре времени года чаще всего претворены в композициях из пионов (весна), лотосов (лето), хризантем (осень), веточек сливы (зима). Существенно отметить, что ряд растений никогда не включается в праздничные композиции. Таковы, например, осенние листья клена, чайные листья, цветы пурпурного цвета, японская роза, пионы, нестойкие разновидности вечнозеленых растений, которыми по традиции украшают алтарь в буддийском храме. На помолвку или на свадьбу не включают в икэбану растения, в названия которых входит элемент, звучащий как «сару», ибо так же звучат слова «разлучаться», «расставаться». Например, не включают в свадебные композиции индийскую сирень (сару-субэри) и цветы повоя (сару-ториибара). У японцев есть три важнейших понятия, связанных с эстетическим осознанием мира: ханами (любование цветами), цукими (любование луной) и юкими (любование снегом). Отличие икэбаны как объекта созерцания (ханами) от двух других объектов эстетического созерцания состоит в том, что она есть результат активной роли человека. Создатель икэбаны творит, подобно самой природе, художественную реальность. В известном смысле композиции икэбаны — это образ идеального бытия как антипода смерти. Срезая цветы, человек несет им смерть и в композиции икэбаны воскрешает их, но не для того, чтобы вернуть к прежней, земной жизни. Поэтому в икэбане не воспроизводится натуралистически картина жизни цветов на земле, а конструируется их предельно совершенная форма, которая в обыденной жизни чаще всего не выявлена. Японские теоретики искусства икэбаны выработали семь основных параметров, по которым анализируются произведения мастеров этого искусства. Это соотношения: 1) растений и сосуда; 2) сосуда и подставки; 3) цветов и фона; 4) цветов между собой; 5) формы цветов и формы сосуда; 6) цветовые отношения в композиции; 7) относительная позиция растений в икэбане. Модулем конструкции икэбаны является сосуд, в котором аранжируются растения. Поэтому искусство икэбаны, его стилистические изменения и эстетика были связаны с развитием декоративно-прикладного искусства, прежде всего керамического, фарфорового производства, с литьем из бронзы и изделиями из лака как в самой Японии, так в Китае и Корее. При всей канонической строгости икэбаны в ней всегда должна сохраняться некоторая импровизационная неопределенность, в ней господствуют не абсолютные нормы, а законы относительности. Наиболее ярким воплощением этой неопределенности являются, несомненно, принцип асимметрии в композиции и ее особая ритмическая организация. Асимметричность по-разному проявляет себя в икэбане с центрическим построением и в икэбане со сдвинутым влево или вправо композиционным центром. Эстетический смысл имеет не только созданная композиция икэбаны, но и процесс обучения этому искусству, да и не только этому. Школа икэбаны, процесс обучения этому искусству предстают в контексте японской культуры как особая, во многом изолированная от всего прочего «педагогическая провинция», где процесс обучения весьма длителен и где мудрые наставники главным образом кропотливо трудятся над выявлением и всесторонним культивированием природных дарований своих подопечных. Здесь господствует атмосфера своеобразного благочестия, почтительного вживания в космический ритм бытия, что облекается в форму особой обрядности: жесты и позы учителя, а затем и учеников исполнены глубокого смысла. Сама природа учит японца ценить мгновение, поэтому важна не техника построения икэбаны, а душевная тренировка. В современном японском интерьере продолжает жить икэбана и традиционного толка, и новых школ, в которых, как в архитектуре и садовом искусстве, используются и новые конструктивные принципы, и новые материалы. Икэбана продолжает существовать и как профессиональное, и как самодеятельное искусство. Икэбана шествует по всему свету, особенно широкое распространение она получила в США, Франции и ФРГ, все большую популярность она завоевывает и у нас в стране.

Япония от А до Я. Энциклопедия. EdwART. 2009.

Экибана своими руками – искусство составления композиций

Древнее искусство составления цветочных композиций (экибана) возникло в Японии и покорило весь мир. Оно сродни поэзии страны Восходящего Солнца: лаконично, изысканно и наполнено символами. При создании экибаны возможно использование не только цветов, но и других растений, а также предметов: фарфора, камней, стекла, глины. Композиции призваны выражать собою красоту природы.

Чтобы узнать, как создается экибана своими руками, стоит познакомиться с ней поближе. Название можно перевести как «вторая жизнь цветов». По легенде это искусство появилось благодаря буддийскому монаху. Основных элементов выделяют три. Первые два – это Небо и Земля, а третий – Человек и одновременно Цветок. Отдельные детали композиции тоже несут определенную смысловую нагрузку. Так, например, сосна служит олицетворением сосредоточенности души, различные плоды обозначают тело.

Рассмотрим дальнейшие принципы, по которым составляется экибана — своими руками действительно можно создать настоящий шедевр! Всегда стоит соблюдать исторически сложившиеся традиции. Ввиду того, что искусство появилось как овеществление молитвы, оно остается символом приношения божеству. В качестве основы композиции устанавливается ее центральная часть как символ истины. Для этой цели служат ветви деревьев. Они считаются жилищами духов.

С древних времен в Японии экибана своими руками составлялась из веток сосны, кипариса, также использовался бамбук и белые хризантемы. С течением времени менялись аранжировки, постепенно стили торжественные и натуралистические сменились направлением морибана. В нем отразилось влияние европейской цивилизации. Именно этот стиль более всего подходит для любого современного интерьера. Композиция устанавливается на металлической подставке. Чтобы получилась выразительная и красивая экибана, своими руками надо закрепить ветки деревьев и цветы между игл-стержней опоры. Самым главным в композиции является стебель, символизирующий Небо – син. Так как он является основанием будущего букета, он должен быть прочным. Второй цветок размещается рядом. Это соэ — олицетворение Человека. Как правило, он находится под уклоном. По высоте этот стебель должен составлять 2/3 от высоты син. Самым коротким является тай – элемент, обозначающий Землю. Он располагается таким образом, чтобы находиться чуть в стороне или перед основными элементами композиции.

Даже небольшой обзор того, как сделать экибану своими руками, дает представление об этом искусстве и позволяет испробовать собственные силы в создании шедевра. Главным принципом в создании композиции всегда считается ее простота, впечатление незавершенности и асимметрия. Чтобы полностью освоить методики и тонкости составления традиционных японских букетов, требуются многие годы. Но можно самостоятельно сотворить небольшое чудо, следуя основным канонам. Размер букета напрямую зависит от выбранной вами вазы: ее глубины и диаметра. Все элементы должны составлять единое целое.

Насколько простой и совершенной может получиться экибана своими руками, фото демонстрирует очень наглядно. Она принесет позитивную энергию в дом, украсит интерьер.

Курс икэбана по школе Согэцу

Открыт набор в группу. Начало занятий с 24 ноября.

Для записи на семинар заполните форму регистрации ВНИЗУ  СТРАНИЦЫ

Для многих людей в разных странах мира современная икебана из изящной формы досуга превратилась в полноправный вид искусства. Корни его остаются в Японии, где действуют различные формы икебана. 

Самая крупная из них – школа Согэцу, которую основал весной 1927 года в Токио мастер Софу Тэсигахара(1900-1979). Сейчас ее возглавляет талантливая внучка основателя – Аканэ Тэсигахара, демонстрируя тем самым полную преемственность поколений.

Работа Елены Кильчевской для бельгийского издательства Stiching Kunstboek. I had forgotten that children colored the streets so brightly (Я и забыл, что дети раскрашивали улицы так ярко)

Отличительная черта школы Согэцу  состоит в том, что она предоставляет автору возможность использовать в своих произведениях не только цветы и листья растений, а таже любые материалы и предметы, которые он сочтет нужным взять из окружающего мира.

Другая особенность Согэцу – крупные, объемные композиции, которые создаются не в интерьерах, а на открытых пространствах. Часто они сознательно помещаются в агрессивное окружение для того, чтобы смягчить его и внести хоть немного гармонии в жизнь современного человека.

Школа Согэцу имеет десятки филиалов в разных странах  и более миллиона  последователей своих идей во многих странах мира.

Почему искусство икебана Согэцу вызывает повышенный интерес в разных точках планеты?

Ответов на этот вопрос множество.

Начнем по порядку.

Безусловно, икебана — это искусство. Как художники пишут свои полотна красками, так и мастера икебаны создают свои, полные гармонии, работы посредством цветов и других растений. И даже тем, кто не умеет рисовать, это подвластно. Поэтому каждый в искусстве икебана может почувствовать себя художником.

Хорошая композиция в стиле икебана — это вложение труда, как умственного (продумать все до мелочей), так и физического ( «добыть» и подготовить материалы, поставить композицию). Труд над созданием композиции всегда в радость, он помогает расслабиться, забыть о проблемах(если таковые вдруг имеются). И так получается, что занятия икебаной имеют еще и психотерапевтический эффект. На них всегда царит атмосфера творчества и поддержки единомышленников. Многие, закончив основной курс икебана, продолжают свое обучение в этом направлении не только для того, чтобы повышать свое мастерство, а и для того, чтобы продолжать общение в приятной компании за дружеским чаепитием в конце занятий.

Приобретя достаточный опыт и навыки, становится возможным участие в выставках. Каждая выставка — следующая ступень роста. Роста профессионального и личностного. Всегда приятно пригласить на выставку своих родственников, друзей, коллег и с гордостью показать им свою работу!

И еще икебана Согэцу — это путешествия и открытия! Открытия новых стран, городов. И приобретение друзей по всему миру.

Так как школа Согэцу имеет филиалы в огромном количестве стран на разных континентах и периодически проводит свои мероприятия в разных точках земного шара, становится возможным «открытие новых земель» как  с  точки зрения непосредственно путешествия, так и с возможностью знакомства с культурой других стран и народов через общение с коллегами по икебане. Поэтому можно смело говорить об «образовательных путешествиях» в русле икебана, где в любом месте нашей земли могут встретиться близкие по духу люди.

Обучиться искусству икебана возможно всем. Ею может заниматься каждый человек (было бы желание и старание), в любое время года, используя любой растительный материал в любом количестве (даже в единичном), расставляя в любом сосуде (или вовсе без него).

В настоящее время икебана многолика, разнообразна по количеству и качеству используемого растительного материала, по размерам и сложности композиций, по стилям, выразительности, назначению. ( многоликость проявляется и в написании этого слова — многие , например, ищут курсы икебаны, курс икебано или курсы экибаны, обучение икебана, и даже — японское искусство составления букетов, что свидетельствует о популярности этого вида искусства).

Данный курс обучения искусству икебана построен на основе программы обучения икебана по школе Согэцу – ведущей и прогрессивной школы Японии. Он являет собой сочетание теории и практики.

Теоретическая часть рассказывает об основных элементах композиции, подборе и обработке материала. Рассматривает цветовой круг и цветовые сочетания. Показывает  важность грамотного использования пространства (как в самой композиции, так и вокруг нее).

Дает понятия – фон, баланс, ритм, контраст, акцент, линия, масса, сезонность. Рассказывает о праздниках в Японии и композициях, с ними связанных. Студенты знакомятся с другими древними школами икэбана Японии – Икэнобо и Охара.

Так же для лучшего понимания искусства икебана производится знакомство с другими видами искусств по направлениям – колористика, геометрическое рисование, формообразование (принципы моделирования).

В ходе практической части студенты занимаются непосредственно построением композиций икебана из цветов согласно заданным темам. Представленные темы являются  базовыми, их освоение будит фантазию, дает возможность творческой реализации.

Как говорил глава школы Хироси Тэсигахара «прелесть икебаны безмерна и доставит вам  огромное удовольствие. Время, что вы проведете с цветами, растениями, принесет вам радостное ощущение, с которым вы будете изучать наше искусство».

Форма контроля – экзамен и выставка.

Документ, выдаваемый по окончании — Сертификат школы флористики «Восток-Запад».

Успешно закончившие курс икебана имеют возможность получить четыре японских сертификата, выписанных школой Согэцу( Четыре сертификата, так как обучение ведется по четырем японским учебникам. Каждый сертификат свидетельствует об окончании одного учебника).

Кто-то может остановить свое обучение на этом этапе, кто-то выбирает путь дальнейшего обучения. Предусмотрен целый цикл занятий для повышения мастерства, предусматривающий сдачу экзамена на преподавательскую степень и получение международного преподавательского  диплома школы Согэцу с присвоением имени Мастера. Диплом школы Согэцу котируется в любой стране мира и дает право на ведение преподавательской деятельности в любой точке земного шара.

 Описание программы курса икебана по школе Согэцу

Цели

Курс обучения искусству икебана направлен на раскрытие творческих способностей, на приобретение профессиональных навыков в работе с цветами. 

Курс дает возможность создания уникальных дизайнерских композиций любой сложности из любых материалов.
Целевая аудитория Без ограничений
Документ, выдаваемый по окончании Диплом школы «Восток | Запад»
Продолжительность 30 занятий по 3 астрономических часа
Формат

1 раз в неделю по вторникам с 18:30-21:30

Дата  начала 24 ноября 2020 года
Стоимость полного курса 40.000 руб
(в процессе обучения студентам предоставляются авторская керамика, стекло, кензаны и все необходимые инструменты)
Преподаватели

Елена Кильчевская

Людмила Зайцева
  • Елена Кильчевская
    Директор школы «Восток | Запад» и ведущий преподаватель.

    Преподаватель Икэбана степени Komon японской школы Согэцу, член международной Ассоциации преподавателей школы Согэцу с 1994 г.

    Вместе с икэбана изучала флористику у Моник Готье, в институте Итальянского дизайна в Генуе, Германии и Нидерландах. Принимала участие в проведении более 90 выставок в Москве, в городах России, за рубежом. Участник шоу-демонстраций. В поисках новых форм и техник работы с различными материалами реализует нестандартные тематические музейные и Land-Art проекты. Разработала и внедрила ряд авторских программ по флористическому дизайну.

    Фотографии работ публиковались в японских журналах «So», бельгийском издательстве Stichting Kunstboek, российских журналах.

    В настоящее время – заместитель директора московского филиала Согэцу.

  • Людмила Зайцева

    Член международной ассоциации преподавателей школы Согэцу с 1997 г.

    Преподавательский стаж более 10 лет.

    Член московского филиала Согэцу и московского отделения Икбана Интернэшнл.

    Принимала участие более чем в 40 выставках икебана в России, Германии, Японии и других странах.

    Неоднократный участник демонстраций искусства икебана.

    Свое мастерство в икебана оттачивает, посещая мастер-классы ведущих преподавателей школы Согэцу — Аканэ Тесигахара,  Оки Тосиюки, Кена Катаямы, Коки Фукусимы, проводимые в России, Япониии, Германии, Италиии, Эстонии.

Программа курса

ДЕНЬ ОПИСАНИЕ
30 Экзамен.
1

 

  • Вводная лекция: История. Вазы для икебана. Правила работы с инструментом. Принципы построения учебных форм.  Подбор растительного материала для композиций.
  • Основные элементы композиции и их измерения.
  • Демонстрация базовых форм икебана

 

2

 

  • Фон, баланс, ритм, контраст.
  • Техника расстановки растений в низких вазах (морибана).
  • Построение основной прямостоячей (ОПР) и основной наклонной расстановок (ОНР) в низких вазах.

 

3  
  • Акцент, объем, контраст, пропорции.
  • Техника расстановки растений в высоких вазах (нагэирэ).
  • Построение ОПР и ОВР в высоких вазах.
 
4

 

  • Пространство в композиции.
  • Цветовой круг и цветовые сочетания.
  • Геометрическое рисование. Деление плоскости прямыми и изогнутыми линиями. 

 

5

 

  • Построение 1-го вариана ОПР и ОНР.

 

6

 

  • Построение 2-го  варианта ОПР и ОНР.

 

7

 

  • Построение 3-го варианта ОПР и ОНР

 

 
  • Построение 4-го и 5-го вариантов.
 
9

 

  • Построение 6-го варианта горизонтальной формы в морибана и нагэирэ.. 
 
10  
  • Построение 7- го варианта (плавающая композиция, моримоно, композиция, разложенная на столе)

 

11

Промежуточный зачет по техникам крепления.

12  
  • Композиция, где подчеркивается красота прямых линий.
  • Композиция, где подчеркивается красота изогнутых линий.
 
13  
  • Композиция, построенная на сочетании прямых и изогнутых линий.
  • Акцент на линии у основания композиции.
 
14  
  • Вертиальная композиция.
  • Горизонтальная композиция.
 
15  
  • Композиция, подчеркивающая плоскости из листьев.
  • Композиция с плоскостями, образованными линиями.
 
16  
  • Переплетение(пересечение) растительных материалов.
  • Ритм повторяющихся форм или фигур в композиции.
 
17  
  • Композиция, включающая часть площади, на которой она расположена — морибана.
  • Композиция, включающая часть площади, на которой она расположена- нагэире.
 
18  
  • Композиция с использованием эффекта «массы».
  • Композиция, выражающая сочетание «массы» и линий — прямых или изогнутых.
 
19  
  • Композиция, в которой используются оттенки одного цвета. 
  • Композиция в двух и более контейнерах.
 
20  
  • Композиция, построенная только из цветов.
  • Композиция, построенная только из листьев.
 
21  
  • Композиция, построенная только из веток.
  • Композиция из пяти и более видов растений.
 
22  
  • Композиция в вазе собственного производства.
  • Фрукти и(или) овощи в икебана.
 
23  
  • Композиция,  в которой подчеркивается цвет вазы.
  • Композиция, в которой подчеркивается форма вазы.
 
24  
  • Композиция. в которой изменен первоначальный вид растений.    
  • Композиция с акцентом на воду.
 
25  
  • Композиция, объединяющая растительный материал и предметы быта, коробки, металл. 
  • Композиция с использованием бумаги.
 
26  
  • Композиция с использованием сухого, обесцвеченного или крашеного материалов.
  • Композиция в плоской вазе без держателя.
 
27  
  • Композиция, построенная на контрасте цвета.
  • Упрощенная композиция.
 
28  
  • Эскиз композиции и аранжировка.
  • Композиция, обозреваемая со всех сторон.
 
29  
  • Новый год и новогодняя композиция.
  • Рождественская композиция.
 
  • Всем доброго времени суток! Меня зовут Зоя.

    Приветствую всех у кого замирает сердце, или начинает биться быстрее, при творческом воплощении мысли в форму. При созерцании природной красоты оформленной в композицию. Когда из набора природного материала, создаются шедевры радующие душу.

    До того как я пришла в школу Икебана Согэцу, я рассматривала и другие школы, идущие в подобном направлении. Взвесив все «За» и «Против», остановилась на этой школе, и не ошиблась.

    При условии, что у меня уже имелся опыт работы с цветами, я узнала много нового и открыла для себя новые возможности. Хочется выразить признательность преподавателю, Елене Валерьевне.

    На Ваших занятиях всегда есть место волшебному превращению растительного и другого материала в объект искусства и просто нежной красоты…

  • Перебираем в памяти промчавшееся время
    И жизнь свою от четверга до четверга.
    Нелегкое досталось нам «согэтсовское бремя»
    Не то, что шашкой на ходу рубить врага!

    Здесь грани тонки, линии эфирны…
    Штрихи, намеки, отраженья, полутень,
    Баланс, пропорции… и все ж, они не так уж мирны
    И беспокоят нас, неся с собой мигрень…

    Приходится задуматься надолго.
    И бегать рысью в поисках цветка,
    Иль веток, ваз, чего-то бытового…
    Да, жизнь икебаниста нелегка!

    И, руку положа на сердце,
    Мы говорим себе, не покривив душой,
    Что икэбана помогает оглядеться
    И восхититься миром и самим собой!

    Ольга Косарева

  • Со школой я уже более 5 лет. Всё началось с неожиданного и достаточно длинного курса Икебана. Мы тогда строили свой дом и увлекались японским минимализмом.»

    А почему бы в аутентичном интерьере не иметь нишу с цветами?» – подумалось мне, и так я оказалась на курсе у Елены Кильчевской. Подыскивая материалы для занятий ( а у нас были самые настоящие домашние задания! ) и помногу раз обходя все близлежащие скверы, я стала замечать чудесную графичность голых веток зимой, открывать новые для себя цветы и замечать красоту в повседневных вещах.

    Что там! Я как будто распахнула дверь в новый для себя мир – мир цветочного дизайна. Это и флористика – с филигранным использованием цветов для создания букетов, композиций и артобъектов; и икэбана – с тонкой философией ваби-саби и трепетным отношением ко всему, что окружает; и ленд-арт – с невероятным размахом и подчас технической сложностью выполнения инсталляций.

    Курсы, семинары, мастер – классы, участие в выставках – мне нужно всё! Сколькому новому можно научиться! И я в пути. На пути к красоте, спасающей мир, к гармонии и совершенству стиля, к новой себе. К себе, которая смотрит вокруг широко открытыми глазами, которая находит новых друзей в совершенно разных слоях, но объединенных одной идеей и одним делом.

    Екатерина Овчинникова

  • Икебана — искусство аранжировки цветов. Искусство древнее, родом из Японии. Часто, когда непосвящённые смотрят на результат твоих трудов, удивляются эмоциональному рассказу его создания. А почему?

    Да потому, что взгляду представлена композиция из пары — тройки веток и такого же количества цветов. «Что тут делать-то?». Всегда отвечаю: «А ты попробуй». Как у любого вида искусства в икебана есть каноны, которые необходимо соблюдать, чтобы «цепляло» и заставляло рассматривать. Только «просветлённый», в густой коряжистой ветке может разглядеть ту изящную линию, которая притянет взгляд и наоборот, из казалось бы неприглядного цветка в руках икебаниста рождается шедевр. В ход идут не только традиционные материалы — цветы и ветки, но и всё что «попадется под руку»: плоды, спилы, нитки, бумага.

    Не знаю можно ли достичь совершенства в этом деле, однако то, что ты совсем иначе начинаешь смотреть на окружающий мир — это точно! (при последнем походе в магазин еле удержалась, чтобы не купить ну очень красивый имбирь). Занятия икебана раскрепощает мозг, и в тоже время заставляет постоянно думать. Твой характер находит отражение в работах — кто-то становится приверженцем минимализма, кто то постоянно тяготеет к абстракционизму, а кому-то надо «дорого-богато». Моим желанием было иметь возможность «отключить» мозг от повседневных задач, и занятия икебана всецело этому отвечают.

    Активный мозг, неповторимые творения и желание достичь совершенства — вот результат занятий икебана в Восток-Западе.

    Мария Фролова

  • Я очень рада, что изучаю искусство икебана в школе «Восток | Запад» вот уже больше пяти лет!

    Программа разработана японскими мастерами авангардной школы Sogetsu. Все очень логичнои структурированно. Преподаватель курса Елена Кильчевская — мастер с категорией высшего разряда по классификации школы Sogetsu — вы почувствуете это сразу.

    Стоит сенсею удалить всего один лист, как вы увидите положительные изменения в композиции. Мне нравится, что школа помогает раскрывать индивидуальность человека.

    Даже если 10 учеников принесут одинаковый материал, то композиции будут абсолютно разными.

    Учиться нелегко, но я люблю каждое занятие! Каждый раз появляется то, что удивляет, восхищает и радует! Cенсей, спасибо огромное!!!

    Татьяна Аниськина

Образец сертификата курса икебана

Занятия курса Икебана по школе Согэцу

Занятия курса икебана проходят 1 раз в неделю в вечернее время (по вторникам) с 18:30 до 21:30 (по 3 астрономических часа).  

Начало занятий икебана: с 24 ноября 2020 года.

Стоимость полного курса икебана: 40.000 руб; при участии более одного человека от одной компании скидка 5% 

Кстати, икибана и икебано — это неправильное написание термина «икэбана» («икебана»).

Адрес школы: г. Москва, центр города, Крутицкий вал, дом 14. Бизнес-центр «Крутицкий»

Метро «Пролетарская» (5 минут пешком). 

Для участия в семинаре заполните форму регистрации внизу страницы:

Предварительная запись на курс

Икебана: история возникновения и развития

Икебана (или икэбана) в переводе на русский означает «живой цветок». Это традиционное японское искусство, связанное с использованием цветов в качестве подношений божественным духам. Японцы, исповедовавшие религию синто, считали, что такие духи окружают нас повсеместно и скрываются в растениях, а также в неодушевленных предметах, например, камнях. Из-за этого к цветам в Стране восходящего солнца было принято относиться как к божествам.

Интересно, что когда Япония приняла буддизм, обряд никуда не исчез. Он трансформировался в подношения цветов Будде. Проводить такой процесс должны были монахи мужчины. Тогда же искусство икебана начало формироваться в том виде, в котором оно дошло до наших дней.

Вы также можете попробовать сделать икебану своими руками и подарить её близкому человеку. Или же выберите более традиционный вариант — недорогие букеты кустовых роз.

Становление искусства икебаны

Первая школа икебаны под названием Икэнобо была открыта в 15 веке в городе Киото. Ее основателем стал Икэнобо Сэнкэй.

Первым стилем этой школы стал рикка, который был создан для прославления Будды. Стиль отличался размахом (композиции имели высоту более полутора метров) и идеальной точностью геометрических линий. Неудивительно, что основой для него служили бамбук и сосна, а остальные растения органично их дополняли.

На то, чтобы выполнить одну композицию, требовалось огромное количество сил и времени. Занимались этим всего несколько мастеров, пока об икебане не узнали сначала правящая элита, а потом и простой народ. Так популярность искусства начала стремительно расти.

Дальнейшее развитие

Несмотря на то, что стилю рикка обучалось все больше людей, он продолжал оставаться тяжелым и энергозатратым. В связи с этим в начале 18-го века был разработан стиль под названием сёка. Тремя его центральными элементами стали: Человек, Земля и Вселенная.

Сёка хорош тем, что такие композиции можно ставить не только в высоких, но и в низких вазах. На первых этапах развития стиля в нем и вовсе было принято использовать всего одно растения (травы или деревья). Уже потом, по мере развития, мастера стали сочетать между собой разные дары растительного мира.

Влияние Запада

19 век охарактеризовался началом торговых отношений с Европой и США. В итоге, в Японии появилось множество товаров, о которых здесь никогда не знали. Все это повлекло за собой изменения в разных сферах жизни, в том числе и в искусстве икебана.

Завезённые с Запада цветы и растения изначально не допускалось использовать при создании композиций. Но человек по имени Унсин Охара выступил новатором и разработал еще один новый стиль. Речь идет о морибана – разновидности икебана, характеризующейся использованием низких горшков-плошек, нетипичных для Страны восходящего солнца цветов и даже воды (она играет роль дополнительного художественного элемента).

В дальнейшем Охара решил не ограничиваться низким вазами и создал дополнительный подвид своего стиля – хайку. Это все тот же морибана, только в сосудах другой формы.

Современность

Разительные изменения ожидали искусство икебана в конце 30-х годов прошлого столетия. Именно в это время Софу Тэсигахара основал школу Согэцу.

Ранее Тэсигахара, как и его отец, был последователем идей школы Икэнобо. Но он решил пойти дальше и решился на самостоятельное творчество. Более того, совместно с другим мастерами он принимает декларацию «Новой икебаны». Этот документ, по сути, снял с искусства оковы, мешавшие ему развиваться. Пропала необходимость соблюдать строгие и местами устаревшие формы и правила.

Софу Тэсигахара стал использовать в процессе создания композиций не только живые, но и сухие растения, а также металлы, камни, веревки и другие материалы. Его последователи продолжили эту линию, и сейчас школой Согэцу управляет Аканэ Тэсигахара – его дочь.

Всего в Японии насчитывается несколько сотен школ икэбана, однако наибольшее влияние все еще имеют – Икэнобо, Охара и Согэцу.

<Японские шары дороданго

Что такое кокедама и как её сделать?>

Что такое икебана? (с иллюстрациями)

Икебана — это древнее японское искусство, которое включает в себя расположение цветов в соответствии с очень строгими принципами, разработанными для создания гармонии, баланса и красивой формы. Формальное обучение икебане проводится в нескольких школах по всей Японии, и иностранные студенты могут выбрать обучение у мастеров искусства. Композиция из икебаны уникальна, а иногда и довольно красива, и ее, конечно же, нельзя путать с западными цветочными композициями, которые следуют совершенно другим руководящим принципам.

Икебана подчеркивает простоту.

Самые ранние истоки этой традиции, по всей видимости, начались в Китае, где буддийские монахи предлагали цветы Будде. В шестом веке буддисты принесли это искусство в Японию вместе с более глубокими познаниями в буддизме.Однако известная нам икебана зародилась в Японии. Практикующие усовершенствовали искусство, создав несколько крупных школ, включая Рикку и Шока. Практика икебаны — это духовное и эстетическое искусство, которое учитывается в навыках многих опытных японских мужчин и женщин; Многие японские женщины изучают икебану, исследуя добавление более необычных и авангардных элементов, таких как металл и гипс.

Икебана началась в Китае, когда буддийские монахи предложили цветы Будде.

Многие женщины изучают икебану как часть общего курса самосовершенствования и совершенствования, в то время как мужчины и женщины могут следовать ей как духовному поиску. Икебана включает в себя многие принципы японской жизни, в том числе высокую ценность простой, очень символической эстетики. Инструкции для икебаны очень точны и указывают, какие цветы и растительные материалы можно использовать, когда и как их лучше всего расположить.Стиль используемой вазы также очень важен, как и общая эстетика комнаты, в которой будет отображаться композиция.

Для западного взгляда композиция икебаны может показаться очень простой и скромной. Тем не менее, эти аранжировки включают духовные и эстетические ценности, которые совершенствовались веками.Каждая ветка, цветок, веточка и лист аккуратно размещаются, при этом практикующий думает о том, как они будут выглядеть в общем порядке, а также учитывая их индивидуальный символизм. Цвет и форма — очень важные факторы, поэтому многие флористы используют большое количество растительного материала в поисках идеальной композиции.

Икебана также является очень важной частью чайной церемонии, и многие официальные японские дома включают композицию икебаны, а также свитки и украшения, соответствующие сезону.Высокоразвитые практики, возможно, посвятили свою жизнь изучению икебаны в течение нескольких поколений, при этом несколько современных школ включают эстетику свободной формы и другие отколовшиеся аспекты этой очень традиционной и формальной области обучения.

Японское искусство икебаны тесно связано с буддизмом.

Икебана Джунко, японское искусство композиции икебаны, история и эволюция икебаны

Давайте кратко рассмотрим историю икебаны и то, как она развивалась до наших дней.

Икебана или кадо — это красивое, часто поразительно минималистское искусство японских цветочных композиций. Икебана означает «давать жизнь цветам», а кадо переводится как «путь цветов».

История икебаны насчитывает более 500 лет.Самая старая рукопись икебаны, «Као ирай но кадэнсё», датируется 1486 годом.

Храм Роккакудо, Киото. (1903).
Предоставлено Национальной парламентской библиотекой. Япония

Первая школа икебана была основана священниками в храме Роккаку-до, Китото, в 1462 году. Знаменитая рукопись «Сенно Кудэн», основанная основателем школы Икенобо икебана, была написана в 1542 году.

История ранней икебаны

Когда буддизм пришел в Японию примерно в 538 г.D, монахи начали расставлять цветы для украшения алтарей храмов. В период Хэйан (794-1192) стало популярным ценить цветы в вазе, не связанные с религиозным поклонением. Существует ряд романов, очерков и стихотворений того времени, в которых рассказывается об аристократии, которая любит композиции из цветов и восхищается композициями из цветов.

Икебана устанавливается перед токаномой: любезно предоставлено Нью-Йоркской публичной библиотекой

В период Камакура (1192–1333) самураи (элитный класс воинов) вырвали власть правительства у аристократов и внесли большие изменения в образ жизни и моду во всем японском обществе.В это время стало модным создавать токонома, небольшую священную нишу в дзасики (японская комната). Токонома будет содержать цветочную композицию, ладан и свечу, и это причина того, что традиционные стили икебаны предназначены для того, чтобы смотреть на них только спереди.

Рикка Зу (1673)
Предоставлено Нью-Йоркской публичной библиотекой

С конца 13-го по 15-й век аристократы и монахи собирались на фестивале Танабата (праздник звезды Вега, седьмой день седьмого месяца), где они участвовали в соревнованиях по оформлению цветов.Согласно письменным источникам того времени, двумя мастерами аранжировки были Икенобо Сэнгё и Рю-Ами. Икенобо — это название зданий в храме Роккакудо в Киото, который считается местом рождения Икебаны.

На протяжении веков появлялись книги, содержащие подробные рисунки аранжировок икебаны, давая нам прочный отчет о классических традициях икебаны, которые до сих пор вдохновляют современных практиков. С тех пор икебана превратилась в разные школы и стили.

Сегодня в Японии насчитывается более 3000 школ икебаны, каждая из которых имеет свои отличительные стили, но все они могут проследить свою историю до Икенобо. Школы икебаны теперь можно найти по всему миру, они несут красоту формы и цвета миллионам людей. Некоторые из самых известных школ икебаны:

Икенобо, Согестсу, Охара, Итиё, Эншу, Койру, Чико.

Полезные ссылки на школы икебаны
HQ Ikenobo, Киото, Япония
HQ Sogestu, Япония
HQ Ohararyu, Япония
HQ Ichiyo, Япония
HQ Enshu Schools, Япония

Фотографии воспроизведены с любезного разрешения:
Цифровая галерея Нью-Йоркской публичной библиотеки
Национальная парламентская библиотека, Япония

Стиль аранжировки

Икенобо | ИКЕНОБО ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИКЕБАНА

Рикка

Основанная в период Муромати, рикка является старейшим стилем икебаны.Используя различные ветви и растения, рикка предлагает красоту всего природного ландшафта.

Что выражается в rikka

Цветущие цветы и пышная зелень в любое время года не существуют изолированно. Цветы распускаются в подходящее время, а деревья и травы пустят корни там, где они должны были, только тогда, когда есть почва, солнечный свет и вода. Можно сказать, что прекрасные природные ландшафты, которые мы видим, являются результатом гармонии всего сущего.
В рикке деревья символизируют горы, а трава и цветы — воду. Природный пейзаж выражен в единственной вазе. Действительно, все в природе отражено. В рикке важно через гармонию деревьев и растений познать законы природы.
В рикка есть два стиля: рикка шофутай с традиционной формой и рикка шимпутай без установленной формы.

Рикка Шофутай

Основанная в период Муромати, рикка развивалась со временем, увеличиваясь в размерах и становясь более сложной.Рикка шофутай — это стиль, официально принятый в период Мэйдзи.

Характеристики Рикка Шофутай

В соответствии с традиционным чувством красоты Икенобо, рикка шофутай состоит в основном из семи или девяти якуэда (основных частей), отражающих внутренний характер каждого растения. В сложной и разнообразной композиции выражены естественная красота и достоинство растений.

Рикка Шымпутай

Рикка шимпутаи была представлена ​​нынешним директором школы Сен’ей Икенобо в 1999 году как рикка, подходящая для современных помещений.Рикка шимпутай не имеет фиксированной формы и подчеркивает движение растений.

Характеристики Rikka Shimputai

Рикка шимпутай — это новый стиль рикка, в котором основное внимание уделяется выразительности, а не красоте установленной формы. Основываясь на композиции и чувстве красоты, присущих традиционной рикка, характеристики рикка шимпутай включают в себя расширение, свежесть и блеск цветочных материалов. Используя различные виды цветочных материалов и неожиданные или контрастные комбинации цветочных материалов, рикка шимпутай выражает красоту, яркую, резкую и самобытную.

Шока

Шока — это стиль, формализованный в конце периода Эдо. Используя от одного до трех видов цветочных материалов, шока выражает живую форму растений, укоренившихся в почве и растущих вверх.

Что выражается в шоке

В то время как рикка ищет красоту в гармонии между растениями, шока сосредотачивается на сюсё (внутренней красоте растения), которая предполагает жизнь растения. Шусё — это уникальный характер каждого растения, красота, проявляющаяся в различных формах роста растения, поскольку оно прилагает все усилия, чтобы выжить.В этой внутренней красоте элегантно и изящно выражена жизнь растений, собранных в единой вазе.
В шока есть два стиля: шока шофутай с традиционной формой и шока шимпутай без установленной формы.

Шока Шофутай

Основанный в период Мэйдзи, шока шофутай — это стиль небольшой икебаны, который можно было разместить в токономе небольшой традиционной японской комнаты.

Характеристики Шока Шофутай

Шока состоит из трех якуэда (основных частей), называемых шин, соэ и тай, которые уподобляются трем полюсам или функциям (небо, земля и человечество), которые с древних времен считались основой всего сущего.Внутреннюю красоту растений можно увидеть в форме трех якуеда, отвечающих друг другу, выходящих из мидзугива и уходящих вверх.

Шока Шымпутай

Шока симпутай был представлен нынешним директором школы Сен’эй Икенобо в 1977 году как новый стиль шока, подходящий для современного образа жизни.

Характеристики Шока Шымпутай

Основываясь на традиционном чувстве красоты Икенобо, красота шока симпутаи достигается за счет наблюдения за растениями с различных точек зрения, таких как цвет, форма, текстура, расширение листьев и движение стеблей.Внутренняя красота растений, не вписывающихся в стандартные формы шока шофутай, может быть выражена в шока шимпутай.

Свободный стиль

Свободный стиль — это стиль, не имеющий определенной формы, буквально организованный свободно, исходя из форм и фактур растений. В свободном стиле возможны самые разные выражения.

Икебана, создающая новое пространство

Современная икебана ценится не только в жилых помещениях, но и как витрина для украшения помещений для мероприятий, сцен и витрин.Как стиль, организованный свободно и без установленных правил, свободный стиль все чаще используется в качестве новой икебаны для украшения цветами помещений и ситуаций, отличных от токонома, где изначально были представлены рикка и шока.

изображений, стоковых фотографий и векторных изображений Ikebana

В настоящее время вы используете старую версию браузера, и ваш опыт работы может быть не оптимальным. Пожалуйста, подумайте об обновлении. Учить больше. ImagesImages homeCurated collectionsPhotosVectorsOffset ImagesCategoriesAbstractAnimals / WildlifeThe ArtsBackgrounds / TexturesBeauty / FashionBuildings / LandmarksBusiness / FinanceCelebritiesEditorialEducationFood и DrinkHealthcare / MedicalHolidaysIllustrations / Clip-ArtIndustrialInteriorsMiscellaneousNatureObjectsParks / OutdoorPeopleReligionScienceSigns / SymbolsSports / RecreationTechnologyTransportationVectorsVintageAll categoriesFootageFootage homeCurated collectionsShutterstock SelectShutterstock ElementsCategoriesAnimals / WildlifeBuildings / LandmarksBackgrounds / TexturesBusiness / FinanceEducationFood и DrinkHealth CareHolidaysObjectsIndustrialArtNaturePeopleReligionScienceTechnologySigns / SymbolsSports / RecreationTransportationEditorialAll categoriesEditorialEditorial ГлавнаяРазвлеченияНовостиРоялтиСпортМузыкаМузыка домойПремиумBeatИнструментыShutterstock EditorМобильные приложенияПлагиныИзменение размера изображенияКонвертер файловСоздатель коллажейЦветовые схемыБлог Главная страница блогаДизайнВидеоКонтроллерНовости
PremiumBeat blogEnterpriseЦена ing

Войти

Зарегистрироваться

Меню

ФильтрыОчистить всеВсе изображения
  • Все изображения
  • Фото
  • Векторы
  • Иллюстрации
  • Редакционный
  • Музыка Видеоматериалы

ikebort по изображению

Самые актуальные

Свежие материалы

Тип изображения

Лучшая цена ваза икебана — Выгодные предложения на вазу икебана от мировых продавцов ваз икебаны

Отличные новости !!! Вы попали в нужное место, чтобы купить вазу икебана.К настоящему времени вы уже знаете, что что бы вы ни искали, вы обязательно найдете это на AliExpress. У нас буквально тысячи отличных продуктов во всех товарных категориях. Ищете ли вы товары высокого класса или дешевые и недорогие оптовые закупки, мы гарантируем, что он есть на AliExpress.

Вы найдете официальные магазины торговых марок наряду с небольшими независимыми продавцами со скидками, каждый из которых предлагает быструю доставку и надежные, а также удобные и безопасные способы оплаты, независимо от того, сколько вы решите потратить.

AliExpress никогда не уступит по выбору, качеству и цене. Каждый день вы будете находить новые онлайн-предложения, скидки в магазинах и возможность сэкономить еще больше, собирая купоны. Но вам, возможно, придется действовать быстро, так как эта лучшая ваза для икебаны в кратчайшие сроки станет одним из самых популярных бестселлеров. Подумайте, как вам будут завидовать друзья, когда вы скажете им, что купили вазу для икебаны на AliExpress.Благодаря самым низким ценам в Интернете, дешевым тарифам на доставку и возможности получения на месте вы можете еще больше сэкономить.

Если вы все еще не уверены в вазе икебана и думаете о выборе аналогичного товара, AliExpress — отличное место для сравнения цен и продавцов. Мы поможем вам разобраться, стоит ли доплачивать за высококачественную версию или вы получаете столь же выгодную сделку, приобретая более дешевую вещь.А если вы просто хотите побаловать себя и потратиться на самую дорогую версию, AliExpress всегда позаботится о том, чтобы вы могли получить лучшую цену за свои деньги, даже сообщая вам, когда вам будет лучше дождаться начала рекламной акции. и ожидаемая экономия.AliExpress гордится тем, что у вас всегда есть осознанный выбор при покупке в одном из сотен магазинов и продавцов на нашей платформе. Реальные покупатели оценивают качество обслуживания, цену и качество каждого магазина и продавца.Кроме того, вы можете узнать рейтинги магазина или отдельных продавцов, а также сравнить цены, доставку и скидки на один и тот же продукт, прочитав комментарии и отзывы, оставленные пользователями. Каждая покупка имеет звездный рейтинг и часто имеет комментарии, оставленные предыдущими клиентами, описывающими их опыт транзакций, поэтому вы можете покупать с уверенностью каждый раз. Короче говоря, вам не нужно верить нам на слово — просто слушайте миллионы наших довольных клиентов.

А если вы новичок на AliExpress, мы откроем вам секрет.Непосредственно перед тем, как вы нажмете «купить сейчас» в процессе транзакции, найдите время, чтобы проверить купоны — и вы сэкономите еще больше. Вы можете найти купоны магазина, купоны AliExpress или собирать купоны каждый день, играя в игры в приложении AliExpress. Вместе с бесплатной доставкой, которую предлагают большинство продавцов на нашем сайте, вы сможете приобрести vase ikebana по самой выгодной цене.

У нас всегда есть новейшие технологии, новейшие тенденции и самые обсуждаемые лейблы.На AliExpress отличное качество, цена и сервис всегда в стандартной комплектации. Начните лучший опыт покупок прямо здесь.

Икебана — Pipedia

Введение

Линия трубок Ikebana Цуге иногда упоминается как «Цветы мира трубок», что имеет смысл — буквальный перевод Ikebana — «живые цветы», что означает высокую форму японской цветочной композиции.Говорят, что практика и демонстрация аранжировки икебаны поощряют тишину и понимание природы, что иногда упускается из виду в суете нашей напряженной жизни. Также говорят, что он поощряет ценить красоту во всех формах искусства. В течение многих лет братья Цугэ доверяли производство своей линии икебаны Казухиро Фукуда.

Прекрасная Икебана Цугэ от руки, любезно предоставлено Smokingpipes.com

Новый трубочник Цугэ Икебаны

В ноябре 2013 года наследником Фукуда был объявлен новый интересный производитель трубок.Следующая статья Сайкса Уилфорда любезно предоставлена ​​Smokingpipes.com

Асами Кикучи — женщина чуть старше 20 лет — большая редкость в изготовлении трубок. На самом деле, в японском изготовлении трубок она еще большая редкость. В мире очень мало женщин-мастериц, и все они, кроме Кикучи, были либо дочерью, либо супругой трубочника. Путь Кикучи был необычным, случайным путем к карьере, о существовании которой она никогда не думала, не говоря уже о том, о которой мечтала несколько лет назад.

На четвертом курсе в Художественном университете Тама, одной из самых прославленных художественных школ Японии, Кикучи взялась за необычный проект. Большинство ее сокурсников работали над архитектурными проектами или проектами промышленного дизайна — стульями, столами и тому подобным — или в более традиционных, исключительно изобразительных искусствах. Кикучи увлекся деревом. В частности, она была очарована тактильными ощущениями, которые стали возможными благодаря созданию небольших деревянных предметов; их потенциал успокаивать, стимулировать и радовать.В художественной школе в Европе или Соединенных Штатах это могло бы показаться особенно странным, но в Японии, с ее историей высокохудожественных, небольших изделий ручной работы, хотя это все еще было немного необычно, существовала, по крайней мере, основа для такая работа. Кикучи говорит, что, когда она начала проект, всех, от друзей до профессоров, эта идея немного смутила. Это серьезно отличалось от того, что делали студенты-художники, но когда она работала над проектом, они пришли к пониманию.

По интересной иронии судьбы, ведущим профессором этого выпускного проекта художественной школы был друг детства жены Киодзабуро (Саб) Цуге. Через пару лет после того, как она закончила художественную школу, с ней связался этот профессор из-за сходства основной идеи между ее финальным проектом и изготовлением трубки: как из дерева, так и с высокой тактильностью, а также визуально. Некоторое время это никуда не делось, но когда Кикучи получила заказ на несколько своих маленьких деревянных скульптур и ей понадобился доступ в мастерскую для их изготовления, она обратилась к Цугэ, и он предложил ей воспользоваться мастерской Цугэ в Асакуса в нерабочее время.И оттуда она влюбилась в процесс изготовления трубки. Как будто она всегда хотела делать трубки, но ждала, чтобы обнаружить, что трубки ручной работы существуют. Он идеально подходил для той работы, которой она всегда хотела заниматься.

  • Мастер-класс по икебане, сентябрь 2014 г., Фукуда-сан и г-жа Кикучи, любезно предоставлено J Rex Poggenpohl

Завершив проект для своего клиента, она спросила Цуге, может ли она остаться и научиться делать трубки.Фукуда, главный резчик линии икебаны в течение четырех десятилетий, ему за семьдесят, и, хотя он в отличном здоровье и по-прежнему замечательно продуктивен, Саб Цуге и другие искали кого-нибудь, чтобы научиться, дополнить работу Фукуда и со временем направить Линия икебаны в будущее. Саб Цуге предупредил ее, что это будет нелегко, а затем с радостью поприветствовал ее на борту.

По словам Кикучи, Фукуда — довольно старая школа. Несмотря на то, что это не совсем «воск на, воск!», Процесс обучения требовал длительного наблюдения, а Фукуда с радостью ответила на ее вопросы.Фукуда, основанный на более старых традициях мастерства, относился к этому гораздо больше как к отношениям мастер-ученик, чем к отношениям между учителем и учеником. Он заставлял ее выполнять полезные задания, которые также приучили ее к оборудованию и видам работы, которые потребовались бы для изготовления трубок. И он установил очень высокие стандарты, тихо подталкивая ее к все более и более совершенной работе.

Она занимается изготовлением трубок вместе с Цугэ чуть больше года. Рёта, «Наш человек в Японии», Симидзу и я впервые увидели ее работы в декабре 2012 года.Мы были немедленно впечатлены и увидели ее огромный потенциал. Почти год спустя она достигла того уровня, когда ее работа идеально вписалась бы в линию икебаны. Стилистически она тяготеет к каким-то формам, отличным от Фукуда, но основная работа такая же звуковая. Конечно, Саб Цуге определенно так думает: марка Икебана — это что-то вроде сокровища компании и семьи Цуге, а не чего-то легкомысленного.

Как сказала Саб Цуге, «хотя она никогда не сталкивалась с трубками, ее работа в университете была очень близка к трубкам.Когда я увидел маленькие скульптуры, которые сделала Кикучи, я сразу подумал, что она умеет делать трубки ».

Традиционное наставничество: анахронизм изготовления трубок?

Р. Беар Грейвс, любезно предоставлено Smokingpipes.com

Учитывая, что почти все прославленные ремесленники / мастера, появившиеся за последнее десятилетие, начали и продвигались в своем искусстве в основном своими собственными усилиями, имея только интернет-форумы, периодические «семинары» и редкие 1-2-дневные остановки в пути. у старшего резчика было бы справедливо спросить: «Есть ли еще место для стойких традиционных отношений между мастером и учеником?» Учитывая потрясающие дебютные трубы Асами Кикучи, я считаю, что ответ — «да».Однако из-за необходимого согласования ситуаций и обстоятельств между обеими сторонами фактические шансы на установление таких отношений варьируются от «крайне маловероятно» до «чертовски почти невозможно».

Даже если они проживают в одном городе, сочетание времени, факторов и совпадений, необходимых для проведения матча Цугэ / Фукуда / Кикучи, заставило бы букмекеров Вегаса почесать коллективные головы — и все же это произошло. Казухиро Фукуда был нужен преемник. Талантливая студентка-искусствовед, продемонстрировавшая склонность к работе с небольшими деревянными предметами, поняла, что на протяжении всей своей жизни она была рождена для этого, но просто нуждалась в знакомстве с идеей, чтобы воплотить ее в жизнь.Было заключено соглашение, и началось самое традиционное / формальное обучение на уровне магистра / ученичества в рамках (возможно) самого формального из ремесленных обществ: Японии.

По традиционным стандартам, в то время как Кикучи не нужно было ждать (под дождем) перед дверью мастера, чтобы в конечном итоге войти, ее путь ученика начался с того, что каждый день приходил и готовил рабочее место своего мастера. Оттуда ей было разрешено выполнять небольшие, косвенно связанные задачи и спокойно задавать вопросы. На пороге подмастерья и подмастерье решались важные шаги по созданию идеального воздушного потока, кохай начинает помогать с шлифованием и даже делает первые неуверенные шаги по вырезанию выброшенных блоков.В зависимости от учителя, даже на этой ранней стадии, сенсей может потребовать мнение о текущей форме. Хотя ее ответ был неизбежно «неправильным», и учитель терпеливо объясняет почему, именно здесь две стороны начинают по-настоящему соединяться в подходе друг друга к визуализации, поскольку он обращается к переводу идеи формы в материальное. К тому времени, когда Кикучи стала продвинутым подмастерьем, если ее искусство считалось более продвинутым, чем любое другое, за исключением мастера, кохай становится сэмпаем (думаю, « лучшим учеником ») и помогает наставлять других, а также теперь имеет полную руку в создании. труб, достойных высшей марки.Примерно на этом этапе обсуждение прогресса прекращается, и часто в течение месяцев очевидный (но никогда не упоминаемый) вопрос висит в воздухе. Однажды, намеренно рассчитанный как сюрприз и часто наступающий на пятки, когда его заставляют работать над какой-то мелкой деталью, мастер (и принципы, если участвуют) внезапно появляется, широко улыбается и присваивает статус, которого ученик так старательно добивался. .

Асами Кикучи прошел путь от простого осознания того, что бриар может представлять собой вершину искусства резчика, к новому Мастеру одной из самых почитаемых марки трубок в мире менее чем за год.То, что на первый взгляд может показаться маловероятным, пока вы не спросите себя, к каким результатам может привести (скажем) Джефф Грейсик, проводящий восемь часов в день, шесть дней в неделю рядом с Тедди Кнудсеном, когда оба знали, что новому мастеру нужно было выйти на мировую арену менее чем за год. Да, традиционная система «мастер / ученик» все еще работает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *