Хохлома деревянная посуда: Деревянная посуда Хохлома недорого от производителя из Семенова.

Хохлома (жёлтая) | Городской парк

Старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке под Нижним Новгородом. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону.

Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.

История

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Деревня Хохлома была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи. В настоящее время родиной Хохломы считается город Семёнов в Нижегородской области.

На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи, вот две наиболее распространенные:

Первая версия

По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение промысла приписывалось старообрядцам. Ещё в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало старообрядцев, то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру». Среди старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.

В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным делом, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объёмной резьбы. На рубеже XVII—XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев — живописную культуру, мастерство «тонкой кисти» и, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.

Вторая версия

Но есть документы, свидетельствующие о другом. Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды ещё в 1640—1650 годах, до появления старообрядчества. В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семёновское» (будущий город Семёнов — один из центров хохломской росписи) изготовлялась деревянная посуда — братины, ковши, блюда для праздничного стола — окрашенная «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка. Способ окраски деревянной посуды «на оловянное дело», вероятно, предшествовавший хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла.

Факторы, давшие толчок к развитию хохломской росписи

Производство хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной привозимого олова. Обеспечить оловом мастеров мог только очень состоятельный заказчик. В Заволжье такими заказчиками оказались монастыри. Так, сёла Хохлома, Скоробогатово и около 80 селений по рекам Узоле и Керженцу работали на Троице-Сергиев монастырь. Из документов монастыря видно, что крестьяне этих сёл вызывались для работы в мастерских Лавры, где могли познакомиться с производством праздничных чаш и ковшей. Не случайно, что именно сёла Хохлома и Скоробогатово стали родиной оригинальной росписи посуды, так похожей на драгоценную.

Обилие леса, близость Волги— главной торговой артерии Заволжья— также способствовало развитию промысла: гружённые «щепным» товаром, суда направлялись в Городец, Нижний Новгород, Макарьев, славившиеся своими ярмарками, а оттуда — в Саратовскую и Астраханскую губернии. Через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию. Англичане, немцы, французы охотно скупали заволжскую продукцию в Архангельске, куда она доставлялась через Сибирь. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома Нижегородской губернии, где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

Деревянная посуда хохлома

Хохлома – совершенно уникальное явление в мировом декоративно-прикладном искусстве. Не имеющая аналогов технология позволяет наносить на деревянные предметы узоры, которые выглядят, как золотые – при этом мастера не используют в своей работе ни грамма драгоценного металла. Уникален и художественный стиль хохломской росписи – орнаменты мгновенно узнаются среди множества других.

 

 

Декоративно-прикладное искусство всегда отличается яркостью красок, но хохломские изделия не просто ярки, но и исключительно нарядны. Сочетание черного, золотого и красного цветов с вкраплениями травянисто-зеленого, желтого и коричневого создает праздничное настроение, выглядит очень декоративно и радостно. Интересно, что на первых дошедших до нашего времени памятниках хохломского прикладного искусства использовались и другие цвета, например, белый и голубой, но со временем мастера отказались от них. Это связано в первую очередь с тем, что специфическая технология изготовления требовала прочных и устойчивых красок: такими красками стали черная сажа и красная киноварь.

 

 

 

Разные версии происхождения

Считается, что хохломская роспись зародилась в семнадцатом веке на левом берегу Волги в деревне Хохлома и ее окрестностях – деревнях Шабаши, Мокушино, Хрящи, Глибино, Большие и Малые Бездели. В настоящее же время родиной хохломской росписи считают поселок Ковернино Нижегородской области.

 

 

Как именно возникло хохломское искусство, доподлинно неизвестно. Широко распространена версия, что такую роспись придумали старообрядцы. Во времена гонений на «старую веру» многие старообрядцы нашли укрытие в глухих деревнях на нижегородской земле. Среди переселенцев было немало мастеров книжных миниатюр и иконописцев, которые привезли с собой не только иконы и книги, кисти и краски, но и тонкое мастерство и богатый опыт.

 

 

Под талантливыми руками пришлых художников деревянные изделия местных мастеров расцветали новыми красками и превращались в произведения искусства. Тогда же был открыт секрет «золотой» росписи без применения золота – секрет, который принес хохломской посуде такую популярность.

 

 

В пользу этой версии говорит и красивая легенда о старообрядческом иконописце Андрее Лоскуте, который бежал из столицы в деревню Хохлому. Патриарх Никон отправил за непокорным старообрядцем солдат, и тот сжег себя в избе, наказав людям сохранить свое мастерство. В память о том пожаре горят хохломские узоры алым пламенем и рассыпаются золотыми искрами.

 

 

Впрочем, многие исследователи полагают, что способ делать «золотую» посуду нижегородские мастера знали еще в самом начале семнадцатого века, еще до раскола Русской Православной церкви и, соответственно, до переселения старообрядцев. Сначала для подобной росписи применялся порошок серебра, но это делало производство очень дорогим. Применение более доступного порошка олова позволило создавать крупные изделия. Деревянная посуда с имитацией позолоты изготавливалась в таких крупных ремесленных селах, как Мурашкино и Лысково, а также в заволжском селе Семеновское, которое со временем превратилось в город Семенов – современный центр хохломского искусства.

 

 

Посуда окрашивалась с применением оловянного порошка, который придавал ей сияние – такая технология предшествовала знаменитой хохломской. А настоящая хохломская роспись родилась уже от союза этой технологии и опыта приезжих иконописцев, которые обладали навыками каллиграфии и умели создавать тончайшие растительные орнаменты.

 

 

 

Развитие хохломского искусства

 

Для производства хохломской посуды требовалось недешевое в те времена олово, поэтому роспись не сразу стала развиваться. Но со временем у мастеров появился состоятельный заказчик – церковь. Почти восемьдесят сел, в том числе Хохлома и Скоробогатово, обеспечивали изысканной посудой Троице-Сергиеву Лавру.

 

 

Из окрестных сел изделия свозили в село Хохлома, где шла оживленная торговля. По реке хохломскую расписную посуду отвозили и в соседние губернии, где на нее тут же находились покупатели: сияющие золотом изделия охотно покупали иностранные купцы в Архангельске, а через прикаспийские степи они доставлялись на Ближний Восток.

 

 

Хохломское искусство постоянно развивалось: совершенствование токарных станков позволяло создавать все новые и новые формы, художники же изобретали новые приемы росписи, не забывая при этом и о старинных традициях. Помимо посуды, в традициях Хохломы расписывается также деревянная мебель, особенно детская. Расписные столы и стулья выглядят исключительно нарядно и привлекательно.

 

 

При Советской власти на смену кустарному производству пришли фабрики, расположенные на родине хохломской росписи – в городе Семенове и селе Семино. И по сей день на фабриках работают потомственные художники, бережно сохраняющие традиции народного промысла.

 

 

Технология производства практически не изменилась, хотя на смену оловянному порошку пришел порошок алюминия.

 

Хохлома купить недорого интернет магазин

Хохломская ложка — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 296 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Учить больше. )

Хохломский ковш — Etsy.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *