Хохлома: от истоков до современности
25.11.2021
Посуда с хохломской росписью — такой же узнаваемый символ России, как матрёшка или самовар. Но что сделало промысел настолько известным? Как он появился и почему до сих пор процветает? Об этих и других секретах хохломы читайте в нашей статье.
Кратко о хохломской росписи
Хохлома — это яркая декоративная роспись по дереву, которую легко узнать по сочетанию золотистых, красных, чёрных и зелёных тонов. Золотой оттенок в ней есть всегда, но при отделке такая краска не используется. В этом особенность хохломы. Вместо пигмента мастера применяют порошок олова, который при обжиге приобретает нужный цвет.
Хохлома обманчива не только внешне, но и в названии. Обычно промысел именуют по месту изготовления, но родиной этой росписи считаются несколько деревень — Большие и Малые Бездели, Хрящи, Шабаши, Мокушино, Глибино. Деревня Хохлома же была просто местом сбыта, где продавали готовую посуду.
История возникновения хохломы
Хохломская роспись появилась в XVII веке, в глухих деревнях за Волгой. После татаро-монгольского ига местные земли были разорены, поэтому для жителей поселений промысел стал главным источником дохода и способом выжить.
Как именно возникла роспись, точно неизвестно — популярно несколько версий. По одной из них промысел появился благодаря старообрядцам, которые после церковной реформы были вынуждены скрываться в лесах Заволжья. Среди беглецов были искусные умельцы, писавшие иконы и миниатюры для книг, которые использовали олово вместо позолоты для своих работ. Местные же жители отличались токарными талантами и поколениями изготавливали посуду. По воле случая эти традиции пересеклись и появилась хохломская роспись.
Однако есть документы, которые доказывают, что нижегородские мастера использовали олово для росписи по дереву прежде, чем произошёл раскол — в 1640–1650 годах.
То есть до того, как на их земле появились старообрядцы. Это не опровергает, но ставит под сомнение первую теорию.Набор для специй
Разделочная доска
Тарелка
Есть и другая версия рождения хохломы — народная. По легенде роспись появилась благодаря Андрею Лоскуту, талантливому иконописцу. После церковной реформы он уехал подальше от столицы и укрылся в Заволжье, чтобы создавать иконы по прежнему образцу и украшать росписью посуду. Но кто-то донёс о нём патриарху, и тот отправил военных. Чтобы спастись от преследователей, Андрей Лоскут сжёг себя, но прежде завещал людям сберечь своё дело.
Развитие хохломского промысла
Хохломской промысел долго не развивался из-за высокой цены на олово. Привозной материал купить могли далеко не все, поэтому требовался состоятельный заказчик. И он нашёлся, им оказался Троице-Сергиев монастырь, куда позже свозили работать крестьян из 80 деревень.
Промыслу очень повезло с расположением. Село Хохлома, куда отправляли расписную посуду, было крупным центром торговли. Через местную ярмарку расписанная посуда и мебель распространялись по всей стране и попадали за рубеж. Близость Волги помогала делу развиваться — через реку, а потом прикаспийские степи изделия перевозили в Индию и Среднюю Азию. В Европу хохлому тоже доставляли, туда она попадала через Архангельск.
Расцветом хохломского промысла стал XIX век, а точнее вторая его половина. До этого времени художественная посуда уже была популярна в массах и стала частью русской культуры, но неожиданно получила новый виток развития. В моду вошёл русский стиль, поэтому народные промыслы привлекли внимание образованной части общества. К хохломе стали проявлять интерес как к искусству.
В 1853 году посуда с «золотой росписью» в первый раз попала на Всероссийскую промышленную выставку в Москве, а после с успехом выставлялась в других городах страны и во Франции. Ценителей хохломы становилось всё больше, и в их число попала царская семья. Известно, что императрица Мария Фёдоровна хвалила мастерство народных умельцев и даже одарила одного из них, Михаила Красильникова, золотыми часами за искусство.
Салфетница
Поднос
Конфетница
Спрос на хохломские изделия растёт. Они хорошо продаются на отечественных ярмарках, но одно событие делает промысел феноменально успешным и за рубежом. В 1899 году хохлома покоряет Париж — завоёвывает Гран-при на Всемирной выставке и после неё получает настоящую международную любовь. Это резко увеличивает экспорт.
В 1912 году состоялась плавучая выставка работ с хохломой. Судно отбыло из порта в Одессе и добралось до стран Средиземноморья. В это же время в Европе открылись первые международные точки, где можно было купить предметы промысла — в Варшаве и в Париже.
С приходом ХХ века хохломской промысел начал угасать, но ненадолго — когда в Советском Союзе стали популярны артели, производство возобновилось. В 1960-х годах появилось объединение «Хохломская роспись» и фабрика «Хохломской художник». Эти предприятия в городе Семёнов и селе Сёмино до сих пор работают и считаются главными центрами промысла. Любой может попасть туда на экскурсию и своими глазами посмотреть, как создаётся легендарная хохлома.
Стол
Ложка
Кружка
Технология производства
Художественную роспись не зря считают искусством, изначально ей владели только специально обученные люди. Украшенные орнаментом предметы были редкостью, доступной лишь состоятельным людям. Но чем популярнее становился промысел, тем масштабнее требовалось производство.
В истории хохломы был момент, когда из-за большого спроса перекупщикам нужно было много дешёвого товара. Это привело к тому, что качество посуды снизилось, а рисунки стали проще. Но власти и интеллигенция смогли вовремя исправить ситуацию и наладили обучение мастеров. Так появились многие художественные школы, в том числе семёновская школа хохломы.
Технология производства хохломских изделий сложнее, чем кажется. Чтобы получить расписанную ложку или поднос, нужно пройти несколько этапов.
Этап |
Описание |
1. Создание заготовки |
Для изделий используют лиственные деревья местных пород — берёзу, липу, осину. Дерево просушивают, вытёсывают и обрабатывают на токарном станке. Затем снова сушат от 3 до 20 дней, чтобы в будущем лак не пузырился. Получают «бельё», так называют нерасписанные заготовки. |
2. Обработка вапой |
Вапа — разновидность глины. Её раствор смешивают с мелом и с помощью шерстяной материи смазывают им изделие. Затем просушивают и вновь обрабатывают. После процедуры заготовку ставят на несколько часов в сушильный шкаф. Затем охлаждают и немного шлифуют. |
3. Покрытие олифой |
Сначала из льняного масла варят олифу. Потом покрывают ею заготовку в несколько слоёв: окунают тампон из вывернутой овечьей или телячьей кожи и быстрыми движениями втирают олифу в поверхность, поворачивая изделие. После покрытия заготовку сушат несколько часов, затем наносят следующий слой. Эта процедура определяет качество изделия и прочность росписи. Когда заготовка приобретает ровный блеск, переходят к следующему этапу. |
4. Лужение |
При лужении втирают оловянный или алюминиевый порошок (сейчас чаще используется последний), который дарит хохломе знаменитую позолоту. Полуду наносят специальными приспособлениями — куколками. Они представляют собой кожаный тампон с пришитым кусочком натурального меха, который для удобства подстригают. После лужения заготовки становятся почти зеркально блестящими и передаются на роспись. |
5. Роспись |
Расписывают изделия обычно женщины и делают они это на весу. Чтобы было удобнее, мастерицы сидят на специальных низких табуретах и используют невысокие столы. Художницы опирают заготовку о колено, слегка фиксируют её левой рукой и расписывают правой. Это позволяет легко поворачивать и наклонять изделие. Украшают заготовки только вручную, поэтому рисунок никогда не повторяется. |
6. Лакировка |
После росписи изделия 4–5 раз пропитывают лаком и просушивают перед каждым новым слоем. |
7. Закалка |
На финальном этапе изделие несколько часов держат в печи при температуре 150–160 °С. После этого лак становится медовым и в сочетании с металлическим слоем даёт узнаваемый золотистый цвет хохломы. |
Секреты хохломской росписи
Роспись начинается с выбора красок. К ним мастера применяют особые требования, ведь при нагревании некоторые пигменты выгорают. Для хохломы используют термостойкие краски: сажу, киноварь, охру и другие. Главными цветами, которые делают хохломскую роспись узнаваемой, считаются чёрный и красный. Остальные применяют, чтобы оживить узор.
Основа рисунка в хохломской росписи — растительный орнамент. Стебли, плоды, листья и цветы переплетаются на поверхности предметов и делают их нарядными. Некоторые орнаменты даже имеют свои названия:
- «Травка» — рисунок трав, стеблей и кустов, напоминающий знакомые нам растения. Например осоку или луговик.
- «Под листок» или «под ягодку» — рисунок, в котором кроме травы присутствуют цветы, листья и плоды.
- «Пряник» — ромб или квадрат в центре посуды, украшенный солнечными лучами, плодами, цветами или травинками. Обычно используется внутри чашек.
- «Кудрина» — рисунок в виде листьев, цветов и ягод, которые образуют ковёр из завитков.
Помимо узоров, изделия с хохломой разделяют по типу росписи. Она может быть «верховой» либо «под фон». В первом случае рисунок наносят на серебристый фон (который потом станет золотистым) — чёрным или красным цветом выводят главную композиционную линию, а затем добавляют завитки, капельки, усики и другие детали. При нанесении «под фон» сначала намечают контур рисунка и заполняют краской фон, а сам рисунок после закалки получается золотым.
Изделия с хохломой
Хохломская роспись существует уже более 300 лет. Благодаря оригинальному способу превращать деревянные изделия в «золотые» без драгоценного металла этот промысел стал известен на весь мир. Однако вещи с хохломой любят не только за вид и нарядность — если бы не было прочного лакового покрытия, которое позволяет использовать предметы в быту, они бы не получили такой популярности.
Как и в прошлом, сегодня знаменитую роспись применяют чаще всего для украшения посуды. К традиционным формам изделий относятся резные ложки и токарная посуда: миски, блюда, солонки, кружки. Декорированные хохломой, они делают наряднее любой стол и не портятся от контакта с продуктами.
Выбор изделий с росписью постоянно расширяется. Сейчас мастера создают целые сервизы расписной посуды и декоративные предметы для дома: полки, кашпо, вазы, подсвечники и прочее. Всё это вы можете найти на нашем сайте.
Сахарница
Тарелка
Свадебный набор
Ваза
Полка
Кашпо
Показать больше товаров
Хохломской промысел — это русская легенда и возможность соприкоснуться с традициями. Не упустите её, поселите частичку истории у себя дома.
Посуда Сувениры
Все новости
в
Хохлома посуда рисунок — 83 фото
Росписи Городецкая Жостовская Хохломская
Народный промысел Хохлома
Семеновская Хохломская роспись
Хохлома роспись
Раскраска «Хохломская роспись»
Хохлома раскраска для детей
Раскраска «Хохломская роспись»
Народные промыслы России Хохломская роспись
Эксклюзивная Хохлома
Ракульская роспись народный промысел
Хохломская роспись горшок раскраска
Хохлома поднос
Декоративно прикладное искусство рисование
Хохлома посуда
Шаблоны посуды для росписи Золотая Хохлома
Хохлома раскраска
Хохломская роспись Семенов
Хохлома раскраска для детей
Братина «лебедь». Хохлома
Раскраска доска разделочная Хохлома
Золотая Хохлома чаша
Хохлома поднос
Расписные кружки
Посуда с узорами хохломской росписи
Хохломская Хохломская роспись раскраска
Хохломская роспись на посуде для детей
Хохлома в детском саду
Село Хохлома Нижегородской области
Хохломская посуда раскраска
Хохломская роспись
Росписи Городецкая Жостовская Хохломская
Разукрашка посуда Гжель
Изделия народных художественных промыслов
Хохломская роспись промысел
Хохломская роспись досочка
Хохломская роспись промысел
Раскраска «Хохломская роспись»
Гжель раскраска для детей
Жостово, Городец, Хохлома
Раскраска посуда Хохлома
Разукрашка посуда Гжель
Декоративно прикладное искусство на прозрачном фоне
Хохлома раскраска для детей
Туесок Хохломская роспись
Хохлома для детей
Хохлома для детей старшей группы
Народные промыслы России Хохломская роспись
Хохломская роспись Жар птица
Кружка с орнаментом раскраска
Сундук Хохлома
Солонка уточка Хохломская роспись
Артель Хохломская роспись Семенов
АО Хохломская роспись
Городецкая и Хохломская роспись
Ладья Хохломская роспись
Хохломской ковш лебедь
Хохломская роспись: рабочая тетрадь
Хохломская роспись Золотая Хохлома
Артель Хохломская роспись Семенов
Деревянная посуда на прозрачном фоне
Хохломская роспись чаша
Хохломская роспись розы
Росписи Городецкая Жостовская Хохломская
Хохломская роспись чайные сервизы
Городецкая и Хохломская роспись
Раскраска «Хохломская роспись»
Раскраска шкатулка Городецкая роспись
Хохлома Кудринская
Разукрашка посуда Гжель
Изделия народного промысла
Хохломская роспись кувшинчика
Элементы хохломской росписи цветы
Хохломская роспись народный художественный промысел росписи по
Росписи Городецкая Жостовская Хохломская
Хохлома роспись в круге
Народный промысел Хохлома
Хохломская роспись чайник
Хохломская роспись зарисовка элементов композиции
Народное искусство
Комментарии (0)
Написать
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Хохломская посуда — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
( 31 соответствующий результат, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )
Народное творчество в массы — Стюарт Кинг
Вы здесь: Главная / Статьи / Хохломская посуда: Народное творчество в массы
Практически ни один гость не возвращается из России без расписного деревянного сувенира, отражающего традиционное народное творчество «хохлома». Хохломская посуда имеет очень давние традиции и восходит как к монастырской, так и к крестьянской культуре семнадцатого века. Преобладающим материалом, используемым при изготовлении этих различных украшенных контейнеров и посуды, является береза, липа и клен.
«Северная часть Горьковской области (России) – единый славный простор. Зеленый ковер заливных лугов стелется по нижнему левому берегу Волги, а за ними тянутся бескрайние леса. Осенью эти леса особенно красивы: густые ели подчеркивают желтоватую липу и березу; пышные кленовые кроны становятся багряными и оранжевыми, а солнце окрашивает почтенные дубы в благородную бронзу».
Так проходит калейдоскопическое современное описание области, включающей Нижегородскую область, издавна славящуюся своей красочной деревянной посудой.
Недавний русский писатель так описывает свое народное творчество: «Мотивы хохломской росписи одновременно просты и поэтичны, состоят из цветочных и простых геометрических узоров. Цветы и гроздья ягод, переплетающиеся с размашистыми травами и золотыми побегами, мягко изгибаются над деревянными поверхностями. Некоторые из этих композиций сдержанны, другие роскошны; но все они отражают любовь русских людей к природе и стремление к прекрасному. Свой яркий, праздничный характер хохломская посуда получает благодаря характерному сочетанию алого, черного, серебра и золота. Это достойное и блестящее сочетание придает деревянной посуде особую ценность. Тем более примечательно, что хохломское «золото» не настоящее, а гениальное изобретение русских мастеров».
Добиться золотого эффекта на дереве далеко не просто. Сначала неокрашенные изделия грунтуют и покрывают олифой. Затем они полируются алюминиевой пудрой (раньше использовалось порошковое олово и, реже, серебро). Затем «посеребренные» изделия окрашивают термостойкими красками, покрывают лаком и обжигают в печах. Под воздействием тепла лак становится желтым, «серебро — золотом», а яркий узор приобретает ровный золотистый оттенок». по крайней мере семнадцатого века. В грамоте своему приказчику некий боярин Морозов издал приказ в 1659 г.для следующего. «Сто расписных тарелок, отполированных оловянным порошком, больших и средних, таких же, какими мы обладали прежде, не забывая о двадцати больших расписных винных чашах, двадцати средних и двадцати несколько меньших».
К восемнадцатому веку расписная посуда производилась по всей России, но многие считали оригинальную хохломскую посуду сложной задачей, даже сегодня лучшие работы происходят из традиционного региона. Большая часть хохломской посуды точеная и изначально предназначена для употребления. Более простые предметы использовались каждый день, даже крестьянской общиной. Самые изысканные, богато украшенные изделия доставались только для особых случаев.
Наблюдения придворного врача Г. Ремана во время посещения крупнейшей в России Маркарьевской ярмарки в 1805 г. дают нам некоторое представление о том, что производилось в тот период». большие чаши диаметром до полутора аршинов (равные 107 сантиметрам), выточенные из дерева, не имевшего ни малейших признаков растрескивания, несмотря на палящий зной и сильное отражение солнечных лучей от песка где они лежат. Были миски поменьше, чем эти, с крышками, которые вмещали до сорока меньших, помещенных одна в другую». Реманн завершил свои наблюдения словами: «Это настоящие образцы искусства токарной обработки».
Популярность хохломской посуды была такова, что производство расширилось в другие регионы, чтобы удовлетворить спрос, и привело к высокой организации производства. «Нижегородские губернские известия» писали в 1855 г.; «В Хохломском районе наблюдается замечательная деятельность, одна деревня делает деревянные чурбаки, из которых другая выделывает миски, а третья деревня их раскрашивает». Только в Семеновском уезде располагалось более пятисот столярных мастерских. Это интересное разделение труда и необычный пример массового производства по всей большой сельской местности, как бы я хотел быть там, чтобы заснять этот процесс!
Утверждается, что многие станки, приводимые в движение водой, были установлены в мастерских по берегам небольших, но быстрых рек Кержнец, Линда и Узол, также существовали станки с «ручным» приводом и другие, приводимые в движение лошадьми.
Продукцию этих токарных мастерских охотно покупали крестьяне-красильщики Хохломы. Эти ремесленники жили аккуратными, сплоченными общинами, и помещение их было безошибочно узнаваемо: в красильне сильно пахло краской и горелой олифой, а подъезд всегда был заставлен корзинами с готовыми изделиями. Крестьянин побогаче должен был иметь большую красильню с двумя огромными печами, многочисленными сушильными полками и просторным подвалом, где могли работать десять человек». В грунтовке, покрытии олифой и окончательной отделке участвовали мужчины, женщины и дети.
Удивительно, что то, что зародилось как настоящая народная традиция более 300 лет назад, до сих пор процветает и остается верным своим корням, хотя и в более организованном масштабе. Помимо хохломской посуды, у большинства приезжающих в Россию в багаже есть хотя бы один комплект матрешек. Эти куклы внутри кукол уже давно вызывают восхищение. Снятие основной куклы, чтобы почти до бесконечности обнажить другие куклы, всегда вызывало восхищение и признательность за искусство токаря по дереву.