Хохломская роспись Тарелка Пошаговый мастер-класс
Автор admin На чтение 2 мин. Просмотров 13 Опубликовано Обновлено
Пошаговое выполнение для детей рисунка «Хохломская роспись «Тарелка» с традиционной росписью хохлома. Разместим в центре две ветви красной рябины, вокруг которой будут листья и различная растительность.
Материалы, которые пригодятся в рисовании:
— гуашь нескольких цветов;
— кисточка;
— стакан с водой;
— палитра;
— карандаш;
— лист бумаги.
Пошаговое рисование тарелки с росписью хохломы:
1. Размещаем горизонтально лист бумаги. Рисуем большой круг. Отступаем от края 1 см и добавляем еще один контур круга, чтобы получить бортик для декоративной тарелки.
2. Начинаем рисовать в середине элементы для дальнейшей росписи. Это будут ветви и листья разной величины и формы.
3. Добавляем к двум ветвям грозди рябины. Каждая из них будет иметь много ягодок, которые изобразим на листе в виде маленьких кружков.
4. Добавляем небольшие детали каплевидной формы, чтобы украсить нашу тарелочку в стиле хохломской росписи.
5. Закрашиваем круг черной гуашью, чтобы создать традиционный фон для хохломы.
6. Закрашиваем бортик тарелки желтой гуашью, чтобы придать деревянный вид.
7. Спелые ягодки рябины закрашиваем красной гуашью. Можно дополнительно придать объем за счет бордового или коричневого цвета.
8. Все листочки и ветви создаем зеленым цветом.
9. Придаем контур декоративной тарелки красной гуашью. Придаем блики на ягодках и листочках белым цветом.
10. Вот такая получилась «Хохломская роспись «Тарелка» при помощи гуашевых красок. По центру украшают ее две красивые грозди рябины.
Хохломская роспись детские рисунки
Одним из самый старых промыслов является художественно-промысловая Хохломская роспись. Ее наносили на деревянные изделия, такие, как тарелки, ложки, игрушки. Иногда пользовались трафаретами, а иногда это была полностью ручная работа. Такой вид живописи настолько прост, что и ребята смогут в детский рисунках раскрыть узоры хохломской росписи.
Сахарница.
Птица.
Рисуем хохломские узоры на утице.
Разделочная доска в виде яблока.
Хохломская роспись на тарелке.
Простые узоры.
На горшочке.
Детский рисунок.
Для детского сада.
Элементы хохломского орнамента.
Рисуем поэтапно.
Образцы.
Панно.
Для школы.
основные правила узоров, поэтапная раскраска элементов и примеры изделий
Работы, созданные своими руками, ценились ещё с давних времён. А расписная посуда всегда была главным украшением стола. Визитной карточкой русского народного творчества считают хохломскую роспись. Это сложная технология, которая состоит из нескольких этапов. Не всем получается её освоить. Но если постараться, можно добиться впечатляющих результатов.
Содержание материала
Главные отличия
Все виды росписей хохломы бытовой кухонной утвари имеют свои особенности. Именно по ним специалисты или просто знающие люди могут рассказать о технике создания. Название «хохлома» является одним из самых популярных среди росписей. Научиться рисовать поэтапно могут не только опытные художники, но и дошкольники. К узорам хохломской росписи для начинающих относятся:
- Травяные узоры — линия, выгнутая в сторону. Чтобы её получить, необходимо сначала прижать в центре кисточку, а затем, отводя в сторону, плавно сбавлять давление и постепенно толщину.
- Лист — это один из самых простых узоров. Рисуются зеркально травинки, выгнутые наружу. Все пустые места заполняются аналогичного цвета краской.
- Скрученный, словно улитка, завиток встречается реже, так как его рисовать сложнее. Важно поддерживать одинаковое давление на кисть.
- Капелька — кисточка ставится на основание ворсинок и медленно разворачивается на 180 градусов, слегка выводясь вперёд и отрываясь от поверхности. Рисование капелек помогает натренировать руку для правильного нажима.
- Кустик — это несколько капелек, выстроенных в виде веера. В его основание ставится небольшая точка.
Существуют простые элементы, придуманные специально для творчества детей. Их рисуют при помощи подготовленных штампов. Для создания штампа используют трубочку и бумагу, которые просто макают в краску. В конце работы тонкой кисточкой дорабатывают узоры.
Трафареты и шаблоны хохломской росписи:
- Ягоды брусники — маленькие кружочки красного или чёрного цвета. Они сами по себе гармонично смотрятся, поэтому украшать их чем-либо ещё совсем необязательно.
- Плоды смородины — для основания узора рисуется травинка, затем к ней добавляются при помощи штампа кружочки ягод. По завершении на плодах ставятся золотистые точки.
- Рябина — уже более сложный элемент. Сначала при помощи трафаретов хохломских узоров создаются небольшие ягодки, после чего придётся дорисовывать рисунок кистью, так как потребуется добавить тонкие завитки, продолговатые капельки, листочки и золотые вкрапления на них.
- Плоды малины — шесть равных кругов, слегка наложенных друг на друга. Блики на кружочках рисуют в виде травинок, а кисточкой добавляют точки.
- Чашелистик — рисуется несколько соединённых травинок. От них отводят веточку и пару листиков.
Особенности техники
Принято расписывать хохломой деревянные изделия: игрушки, посуду и прочее. Готовое изделие можно преподнести в подарок или оставить у себя для украшения интерьера. Прежде чем приступать к росписи, необходимо подготовить все материалы и инструменты. Для работы понадобятся:
- деревянная доска для разделки еды либо любой другой предмет под основу;
- клейкое вещество;
- гуашь или другие краски;
- яичный белок;
- листы бумаги;
- карандаши;
- кисточки для рисования разной толщины;
- лак для закрепления рисунка;
- малярная кисточка.
После того как вышеперечисленный список и трафареты хохломской росписи будут собраны, можно приступить к работе.
Поэтапный мастер-класс:
- Деревянную основу хорошо обмазать яичным белком и дать ему немного впитаться.
- Подготовить на отдельном листе эскизный рисунок.
- Покрыть разделочную доску или иной предмет золотой краской и дождаться её полного высыхания.
- Аккуратно перерисовать карандашом рисунок с листа на основу.
- Раскрасить в красный оттенок все орнаменты цветов и ягод.
- Тонкой кистью дорисовать завитки, листочки и прожилки.
- Обозначить границы узоров и обвести их пожирнее.
Хоть основа была покрашена в золотой цвет, конечный рисунок должен создавать ощущение, что фон всё-таки чёрный. Готовому изделию нужно дать высохнуть, затем проверить и дорисовать недостающие элементы и зелёную траву. Закрепить рисунок тонким слоем лака.
Примеры изделий
Современные мастера уже давно используют хохломскую роспись для разных целей. Ею чаще всего украшают следующие деревянные изделия:
- Тарелка. Лучше всего для рисования использовать акриловые краски. Весь процесс такой же, как и с доской, только рисуют чаще не цветы и ягоды, а животных и птиц (лошадей, петухов и т. д. ). Ободок тарелки оставляют чёрным, лишь вдоль краёв добавляют капельки.
- Шкатулка. Помимо основного списка инструментов для её создания понадобятся малярный скотч, наждачная бумага и калька. Нужно тщательно обработать и подготовить наждачкой поверхность, чтобы не оставалось шероховатостей и заусенцев. Таким же способом украшают кувшин.
Не стоит забывать, что назначение предмета особой роли не играет. На любом деревянном изделии можно нарисовать орнаменты:
- Узоры травинок — это не привычная луговая трава, а лишь её тень. Обычно она чёрного или красного цвета. Её оттенок зависит от того, какого цвета основной фон.
- Рыжик — его главное назначение заключается в обрамлении краёв заготовки. Это элемент, созданный из нескольких травинок.
- Кудрина используется в основном для украшения круглых и плоских изделий (стульев, столов и т. д. ). Содержит различные завитки, кружочки, ягоды или цветы.
- Пряничные элементы — в качестве границ геометрически рисуют квадрат или ромб, после этого вписывают в центр фигуры солнце с лучами.
Любое творчество — целое искусство, но раскраска хохломской росписью по дереву имеет своё особое очарование. Освоить технику может каждый, нужно только иметь достаточно желания, усидчивости и аккуратности. Сейчас есть множество вспомогательных материалов для облегчения рисования орнамента, но это совсем не влияет на качество результата.
Хохломская тарелка в технике «пластилиновая роспись»
Пластилин JOVI – просто уникальный материал, он настолько мягкий и пластичный, что не только лепка, но и рисование им – удовольствие! В этом мастер-классе от компании по творческому развитию ребенка Мастерская детства мы покажем даже не рисование, а самую настоящую роспись пластилином. И сделаем красивую и нарядную пластилиновую тарелку «под хохлому».
Материалы: Пластилин Jovi, бумажная или пластиковая тарелка, лак, стеки
Приступаем к работе.
1. Делаем фон. Размазываем по тарелочке черный пластилин тонким слоем. Узкую полоску по краям делаем контрастной – желтой
Стеком или карандашом наносим контур будущего рисунка. Это может быть все что угодно! С малышами можно делать простые узоры, геометрические фигуры, буквы, цифры, грибочки, цветы )) Мы делаем характерные для хохломы растительные мотивы
Берем цветной пластилин и постепенно наносим его на рисунок, «заполняя» намеченные контуры.
Точно также заполняем весь намеченный рисунок пластилином разного цвета
Когда рисунок готов, стеком или карандашом добавляем детали — прожилки в листочках. Покрываем тарелку водно-акриловым лаком и оставляем сушиться. Теперь она станет блестеть как настоящая хохломская!
Занятие 4. Хохломская тарелка (Роспись гуашью) — РИСОВАНИЕ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ — ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО — Каталог файлов
Программное содержание.
Расширять
представления детей о хохломском промысле и его особенностях. Учить
детей составлять узор в соответствии с формой основы. Учить подбирать
краски, подходящие к цвету фона. Упражнять в рисовании элементов
хохломской росписи. Развивать художественный вкус.
Демонстрационный материал.
Хохломские изделия: миски, солонки, ковши, кружки, вазы, ложки; образцы элементов хохломской росписи.
Раздаточный материал.
Бумажные круги, заранее тонированные детьми гуашью желтого цвета, тонкие кисти, гуашь красного, черного и зеленого цветов, баночки с водой, тряпочки, палитры.
Вместе подумайте, почему этот промысел называется хохлома (по названию села Хохлома).
Рассмотрите с детьми хохломские изделия и обратите внимание на травно-растительный орнамент из цветов, листьев, усиков, завитков, капелек. Все элементы рисуются сразу кистью, легкими движениями. Покажите детям приемы рисования осочек (концом кисти сверху вниз), травинок (расширяющимися мазками), капелек (примакиванием), усиков (тонкими линиями, заворачивающимися в спирали), завитков (тоже спираль, но с нажимом). Узор состоит из вышеперечисленных элементов, а также ягод (рябины, малины, клубники, вишни, смородины, крыжовника), листьев и цветков, соответствующих ягодам. Ягоды рисуются концом кисти или печаткой-тычком.
Раздайте детям шаблоны тарелок и предложите самостоятельно украсить их хохломской росписью.
Закончите занятие отрывком из стихотворения Е. Седовой:
Маленькие ягодки,
Спелые и вкусные,
По большой тарелочке
Рассыпались, как бусины.
Конспект НОД по декоративном рисованию «Посуда для Мишки. Хохломская роспись».
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию.
Декоративное рисование в средней группе
«Хохломская посуда для Мишки».
Цель: развивать художественно – творческие способности.
Задачи:
Образовательные. Закреплять и расширять знания детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях. Учить самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения, навыки, полученные в предшествующих занятиях цикла. Закрепить знания детей о цветовой гамме, об элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, травка, завиток.
Развивающие. Развивать умение видеть красоту элементов хохломской росписи; развивать навыки рисования легкими формообразующими движениями веточки с травным орнаментом.
Воспитательные.Воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров. Воспитывать аккуратность в работе; вызывать положительный отклик на результаты своего творчества.
Интеграция образовательных областей: познавательно- речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Оборудование: Аудиозапись с народными напевами, кисточки для рисования, краски гуашь, салфетки, стакан с водой, ватные палочки, (по количеству детей) тонированные бумаги с силуэтами посуды.
Предварительная работа: Презентация «Золотая хохлома»; организация выставки хохломских изделий, иллюстраций с изображением посуды расписанных в технике Хохлома; привлечь детей к рассмотрению изображений.
Ход НОД
(Под русские напевы дети заходят в группу).
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Проходите, я очень рада Вас видеть. Приветствие. «Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу)
И всем, кто пришел к нам сегодня сюда, (разводят руками)
«Здравствуйте, скажем все вместе!»
(В группу забегает Маша). Добрый день, Маша! У тебя что-то случилось?
Маша: Здравствуйте, ребята! Мне нужна ваша помощь. Я случайно, ну не совсем случайно разбила у Миши посуду.
Воспитатель: Да, Маша, Миша теперь огорчиться.
Маша: Ну так я и говорю, мне нужна ваша помощь. Помогите мне сделать новую посуду.
Воспитатель: Маша, конечно мы тебе поможем.
Маша: Только мне посуду надо красивую, ну она так еще называется (думает) хохолская, полхоская. А я лучше покажу (картинка посуды с хохломской росписью).
Воспитатель: Ребята, как называется такая посуда? (Хохломская). Да, ребята, натворила Маша дел. Но прежде, чем приступить к работе, я хочу пригласить вас в дивный, волшебный мир Хохломы. Я приглашаю вас в мини-музей, посмотреть какие есть изделия хохломской росписи. (Звучит тихая народная мелодия).
— Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы! Перед вами расписная деревянная посуда (В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды).— И чего здесь только нет:
Чашки, ложки и диковины — ковши.
Вы разглядите, не спешите.
Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!
Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые. (Дети рассматривают выставку).
Воспитатель: Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (Варианты ответов детей: радостное, весёлое).
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики, а я расскажу вам о хохломской росписи. Хохломская роспись родилась очень давно под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома. Мастера делают свою посуду из дерева липы и берёзы, она прочная. Вся посуда не простая, а словно – золотая! На всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах, поэтому ее называют иногда Золотой Хохломой. Золотистый, красный, черный, может присутствовать зелёный – такое сочетание цветов можно встретить на изделиях хохломской росписи. Для хохломы эти цвета особенно важны: красный придает теплоту и мягкость искусственному золоту, а черный усиливает его сияние. Свои изделия как говорят мастера «Пишут под растительный орнамент». Растительный орнамент – это узор из цветов, трав и ягод в хохломской росписи. А еще хохломские художники рисуют на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовничек. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково.
Воспитатель: Ребята, чтобы помочь Маше надо побыть мастерами – умельцами? А для этого надо ответить на вопросы. Справитесь? (да)
1. Какие цвета использует художник в хохломской росписи? (красный, желтый, черный)
2. А каким узором расписывают хохломские мастера свои изделия? (травка, ягодки, цветы).
3. Какие ягоды рисуют художники? (земляничку, малинку, ежевичку, чёрную и красную смородину).
Физкультминутка
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Ну, вот мы и справились со всеми задания, теперь можете стать и мастерами – умельцами. Закройте глазки и повторите: «Раз, два, три, мастерами стали мы».
(Дети проходят к своим столам, и воспитатель показывает приёмы и способы изображения ягодного орнамента). Дети под русскую народную мелодию расписывают посуду хохломской росписью.
Воспитатель: Посмотрите, какая красота у нас получилась! Ребята, какие чудесные получились блюдца, стаканы, чашки – яркие, красочные – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор. Маша, ребята, твою просьбу выполнили, посуда для Миши готова. Скоро наша расписная посуда подсохнет и ее можно будет забрать. Тебе нравиться?
Маша: Красота неописуемая! Мише обязательно понравится ваше творчество. Спасибо вам, ребята, за помощь. До свидания.
Воспитатель. Есть такая пословица: «Сделал дело, гуляй смело!» Вот и к нам приехали гости из самой Хохломы. Они приехали к нам с частушками, давайте их послушаем.
Хохлома, Хохлома,
Наше чудо дивное!
Мы рисуем Хохлому —
Красоту невиданную
Рисовали травку
Солнечною краской,
Ягоды — огоньки –
Алой краской от зари.
Краски яркие горят,
Украшаем все подряд:
И посуду и столы.
Это все из Хохломы!
Ох, Россия, ты Россия,
В каждом граде терема.
Всей земле на удивленье
Золотая Хохлома!
Воспитатель: Ну вот и нам пора превращаться обратно в ребят и возвращаться в группу. Закройте глазки и повторите: «Раз, два, три детьми снова стали мы». Вот вы опять превратились в ребят и оказались в нашей группе. Спасибо вам за помощь. Наше занятие подошло к концу.
— Понравилось ли вам рисовать хохломские узоры?
— Где живут хохломские мастера? (за Волгой — рекой).
— Что они расписывают хохломскими узорами? (посуду).
— Из чего делают эту посуду? (из дерева).
— Какие вы запомнили основные элементы хохломской росписи? (осочки, травинки, криули, усики, капельки, завитки).
— Какие цвета сочетаются в Хохломе? (золотой (жёлтый), красный, чёрный).
— С помощью чего расписывают художники посуду? (кисти, печатки-тычка).
«Посуда для Мишки. Золотая хохлома»
Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование)
Тип: итоговая, интегрированная.
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Музыка».
Цель: развитие интереса детей к народному декоративно — прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.
Задачи:
Художественное творчество:
— Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.
— Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности.
— Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.
Познание:
— Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.
— Развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза при рисовании хохломских узоров, мелкую моторику рук.
Коммуникация:
— Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на вопросы, презентовать свои работы.
Чтение художественной литературы:
— Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений.
Социализация:
— Развивать творческое воображение; воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
Здоровье:
— Развивать потребность в двигательной активности.
Музыка:
— Развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений народного музыкального творчества.
Предварительная работа:
1. Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.
2. Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов.
3. Цикл непосредственно-образовательной деятельности в области «Художественное творчество» (декоративное рисование).
4. Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.
5. Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка!».
6. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
7. Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.
8. Просмотр видеоклипов: «Золотая Хохлома», песни М. Пахоменко «Хохлома».
Материал и оборудование:
1. Выставка предметов народно – прикладного искусства: хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды, таблицы с изображением элементов хохломской росписи, детские работы.
2. Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета; силуэты хохломской посуды (вазы, горшочки, тарелки, ложки и др.) жёлтого цвета; кисти беличьи
№ 2, №5; подставки под кисточки, тычки, банки с водой, бумажные и подкладные салфетки.
3. Магнитофон, диск с записью русской народной мелодии «Гусли», русских народных наигрышей.
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
1. Организационный этап (3 мин).
(Под русские напевы дети заходят в группу).
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Проходите, я очень рада Вас видеть. Приветствие. «Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу)
И всем, кто пришел к нам сегодня сюда, (разводят руками)
«Здравствуйте, скажем дружно все вместе!» (Машут руками)
Мотивация деятельности.
(В группу забегает Маша). Добрый день, Маша! У тебя что-то случилось?
Маша: Здравствуйте, ребята! Мне нужна ваша помощь. Я случайно, ну не совсем случайно разбила у Миши посуду.
Воспитатель: Да, Маша, Миша теперь огорчиться.
Маша: Ну так я и говорю, мне нужна ваша помощь. Помогите мне сделать новую посуду.
Воспитатель: Маша, конечно мы тебе поможем.
Маша: Только мне посуду надо красивую, ну она так еще называется (думает) хохолская, полхоская. А я лучше покажу (картинка посуды с хохломской росписью).
Воспитатель: Ребята, как называется такая посуда? (Хохломская).
2. Основной этап (24 мин)
Воспитатель: Да, ребята, натворила Маша дел. Надо ей помочь. Но прежде я хочу пригласить вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок.
— А вы идти со мной готовы? (Да) (Звучит тихая народная мелодия).
— Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы! Перед вами расписная деревянная посуда (В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды). И чего здесь только нет:
Чашки, ложки и диковины — ковши.
Вы разглядите, не спешите.
Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!
Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые. (Дети рассматривают выставку).
Воспитатель. Ребята, чтобы помочь Маше надо побыть мастерами – умельцами? А для этого надо ответить на вопросы. Справитесь? (да)
Актуализация опорных знаний
Воспитатель: Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (Радостное, весёлое и др.).
— Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома). Правильно.
— Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы).
— Вся посуда не простая, а словно – золотая! С яркими узорчиками, ягодками и листочками! А вы не знаете, ребята, от чего и почему, очень часто называют золотою Хохлому? (На всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).
— Какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).
— Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).
— Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).
— А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать. Согласны? (Да). Проводится дидактическая игра «Угадай – ка!»— Умницы! Вы очень много знаете о Хохломе!
Открытие новых знаний
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой – ни будь сувенир. Идут гости в специальные магазины – художественные салоны и покупают там дымковских коней, расписных матрёшек и, конечно же, нарядные хохломские изделия!
Через горы и моря, восхищается весь мир –
Ай да русский сувенир! Ах, какие чудо – краски!
И по свету бродят сказки, и улыбки Хохломы.
Физкультминутка
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Воспитатель: Ну, вот мы и справились со всеми задания, теперь можете стать и мастерами – умельцами. Закройте глазки и повторите: «Раз, два, три, мастерами стали мы». (Дети проходят к своим столам и занимают свои места)
Закрепление опорных знаний.
Воспитатель: Прежде чем начать украшать посуду, давайте вспомним последовательность.
— С чего начнёте рисовать ? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая).
— Что будите рисовать после? (Завиток, изогнутую веточку).
— Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы).
— Что будите изображать на завитке сначала, что потом? (Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: осочки, капельки, травку, завитки и т. д.).
— Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).
— Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).
— Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).
— Молодцы, ребята, всё знаете!
Продуктивная деятельность детей.
Воспитатель: Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!( Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение (звучит народная мелодия «Гусли»). Проводится индивидуальная работа).
Воспитатель: Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, все уже закончили. Очень хорошо! Есть такая пословица: «Сделал дело, гуляй смело!» Пока наши работы сохнут, можно и повеселиться. Машенька, послушай как наши дети поют веселые частушки.
Хохлома, Хохлома,
Наше чудо дивное!
Мы рисуем Хохлому —
Красоту невиданную
Рисовали травку
Солнечною краской,
Ягоды — огоньки –
Алой краской от зари.
Краски яркие горят,
Украшаем все подряд:
И посуду и столы.
Это все из Хохломы!
Ох, Россия, ты Россия,
В каждом граде терема.
Всей земле на удивленье
Золотая Хохлома!
3. Заключительный этап (4 минуты).
Воспитатель: А теперь ребята, берите свои работы и выставляйте их на стенд . (Работы выставляются на стенд и проводится их анализ)
Анализ работ.
Воспитатель. Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор.
Маша: Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались! А что больше всего понравилось вам, и почему? (2-3 ребёнка дают анализ работ сверстников).
Маша. Красота неописуемая! Мише обязательно понравится ваше творчество. Спасибо вам, ребята, за помощь.
Воспитатель: Ну вот и нам пора превращаться обратно в ребят и возвращаться в группу. Закройте глазки и повторите: «Раз, два, три детьми снова стали мы». Вот вы опять превратились в ребят и оказались в нашей группе. Спасибо вам за помощь. Наше занятие подошло к концу.
«Золотая Хохлома»
Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование)
Тип: итоговая, интегрированная.
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Музыка».
Цель: развитие интереса детей к народному декоративно — прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.
Задачи:
Художественное творчество:
— Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.
— Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности.
— Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.
Познание:
— Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.
— Развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза при рисовании хохломских узоров, мелкую моторику рук.
Коммуникация:
— Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на вопросы, презентовать свои работы.
Чтение художественной литературы:
— Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений.
Социализация:
— Развивать творческое воображение; воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
Здоровье:
— Развивать потребность в двигательной активности.
Музыка:
— Развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений народного музыкального творчества.
Предварительная работа:
1. Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.
2. Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов.
3. Цикл непосредственно-образовательной деятельности в области «Художественное творчество» (декоративное рисование).
4. Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.
5. Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка!».
6. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
7. Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.
8. Просмотр видеоклипов: «Золотая Хохлома», песни М. Пахоменко «Хохлома».
Материал и оборудование:
1. Выставка предметов народно – прикладного искусства: хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды, таблицы с изображением элементов хохломской росписи, детские работы.
2. Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета; силуэты хохломской посуды (вазы, горшочки, тарелки, ложки и др.) жёлтого цвета; кисти беличьи
№ 2, №5; подставки под кисточки, тычки, банки с водой, бумажные и подкладные салфетки.
3. Магнитофон, диск с записью русской народной мелодии «Гусли», русских народных наигрышей.
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
1. Организационный этап (2 мин).
Дети заходят в группу, становятся полукругом перед воспитателем.
— Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
Всех вас видеть очень рада я!
— Любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте:
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)
— Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок.
— А вы идти со мной готовы? (Да). Тогда закройте крепче глазки, а на счёт пять откройте (Дети закрывают глаза, и считают).
Звучит тихая народная мелодия.
2. Основной этап (24 мин)
— Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы!
В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды.
— И чего здесь только нет:
Поварёшки, чашки, ложки и диковины — ковши.
Вы разглядите, не спешите.
Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!
Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.
Дети рассматривают выставку.
Актуализация опорных знаний
— Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (радостное, весёлое и др.).
— Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома). Правильно.
— Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы).
— Вся посуда не простая, а словно – золотая!
С яркими узорчиками, ягодками и листочками!
— А вы не знаете, ребята, от чего и почему, очень часто называют золотою Хохлому? (на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).
— Какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).
— Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).
— Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).
— А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).
— Молодцы, ребята!
— А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать. Согласны? (Да).
Проводится дидактическая игра «Угадай – ка!»
Составление описательных рассказов о хохломской посуде.
— Хохломская посуда бывает разной. Назовите ту, которая вам знакома. (Дети называют и показывают хохломскую посуду, представленную на выставке).
— Кто хочет выбрать и рассказать о какой – нибудь посуде? Расскажите о ней: какого цвета фон, какими красками расписана, какие ягоды и элементы на узоре.
По желанию 2-3 ребёнка описывают изделия.
— Молодцы! Вы очень много знаете о Хохломе!
Открытие новых знаний
— А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой – нибудь сувенир. Идут гости в специальные магазины – художественные салоны и покупают там дымковских коней, расписных матрёшек и, конечно же, нарядные хохломские изделия!
Через горы и моря, восхищается весь мир –
Ай да русский сувенир! Ах, какие чудо – краски!
И по свету бродят сказки, и улыбки Хохломы.
Мотивация деятельности.
— Ребята, а давайте откроем свой художественный салон, чтобы наши гости тоже могли бы выбрать себе сувенир на память. Но сначала, нам нужно стать художниками – мастерами и расписать вот эту посуду хохломским узором.
На стенде выставлены силуэты различной посуды.
— Вы согласны? (Да).
— Посмотрите, здесь и миски, и ложки и вазы. У них золотой жёлтый фон. Выберите любой понравившийся силуэт и пойдите в нашу художественную мастерскую.
Дети выбирают силуэт посуды, проходят на свои места, садятся.
Закрепление опорных знаний.
— Прежде чем начать украшать посуду, давайте вспомним последовательность.
— С чего начнёте? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая). Что будите рисовать после? (Завиток, изогнутую веточку). Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы).
— Что будите изображать на завитке сначала, что потом? (Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: осочки, капельки, травку, завитки и т. д.).
— Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).
— Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).
— Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).
— Молодцы, ребята, всё знаете!
— А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика.
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).
Не сидится им опять (встряхивание кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
Продуктивная деятельность детей.
— Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!
Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение (звучит народная мелодия «Гусли»). Проводится индивидуальная работа.
— Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, все уже закончили. Очень хорошо!
— А пока работы сохнут, предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка.
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
3. Заключительный этап (4 минуты).
— А теперь ребята, берите свои работы и выставляйте их на стенд в нашем салоне.
Работы выставляются на стенд и проводится их анализ
Анализ работ.
— Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор. Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки.
— Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались!
— А что больше всего понравилось вам, и почему?
2-3 ребёнка дают анализ работ сверстников.
— Да, такую посуду не стыдно предложить нашим гостям.
— Внимание, внимание! Наш художественный салон открывается!
Презентация работ детьми, чтение стихотворений
1.Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!
2.Вот посмотрите!
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился цветок на плошке,
Ягодка клюква поспела на поварёшке.
3.Листочки, ягодки, цветочки, стебелёчек, завиток.
Здесь хозяева три цвета: чёрный, красный, золотой.
4. Вот посуда для кашки – окрошки, чудо – блюдо, чашки да ложки.
Вся посуда хороша, так и радуется душа!
5.Роспись Хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете, нет таких соцветий,
Всех чудесней наша Хохлома!
6.Гости дорогие, подходите, поглядите,
Товары выбирайте, а понравится – разбирайте,
Для красы и для души!
Поварёшки, чашки, ложки и диковины – ковши!
Дети дарят гостям свои работы. Взамен детям дают угощение.
— Гости дорогие, довольны ли вы сувенирами?
— А дети наши довольны? (Да). А что больше всего вам понравилось и почему? (Дети высказываются).
— Отлично! Наш художественный салон закрывается. Всем спасибо! До свидания!
Звучит народная мелодия
Пальчиковая гимнастика
Вот все пальчики мои, их как хочешь, поверни: (дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими).
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).
Не сидится им опять (встряхивание кистями).
Постучали, повертели, рисовать мы захотели.
Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу)
И всем, кто пришел к нам сегодня сюда, (разводят руками)
«Здравствуйте, скажем все вместе! (берутся за руки)
«
«Здравствуйте!»
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» — сказали (хором здороваемся)
***
Тарелка с рисунком Хохлома Stock Photo
Дизайнеры также выбрали эти стоковые фото
Зрелый бизнесмен за столом
Мона Лиза в Лувре
Различная китайская еда
Девочки готовят рюкзаки в школу с учебниками
вейкбординг для мальчиков
Молодой расслабленный мужчина за компьютером
Старый печатный станок
Сервировка стола в гостинице
Кексы ко Дню Австралии
Дневной ламингтон Австралии
Бежевая тарелка с цветочным узором
Женщина, сидящая на диете, выбирает между здоровой и нездоровой пищей около
Мать с дочерью создают фонарь из Джека на Хэллоуин
Бесшовный узор из акварельных цветов крокусов в ржавых ведрах
Похожие изображения
Посуда с хохломским узором
Деревянная тарелка
Хохлома расписной традиционный русский самовар с бубликами
Деревянные изделия с хохломской росписью
Хохлома
Хохломская роспись.
Знаменитая русская сувенирная деревянная посуда Хохломского производства
Русская хохлома, сувениры ручной работы, традиционная роспись по дереву, время кофе с осенним декором
Посуда деревянная расписанная хохломой
Традиционные русские хохломские блюда на красном платке
Магазин русских народных промыслов и хохломской росписи
Пельмени отварные в хохломской расписной деревянной посуде с ложкой
Чаша и ложка хохломская
Москва, Россия — 10 января 2015 года.Изделия из дерева
.Хохлома, украшенная рисованным орнаментом. Вектор
.Другие стоковые иллюстрации
Декоративный фруктовый символ. Груша украшена орнаментом из стилизованных листьев, ягод, завитков, элементов декора
.Золотой векторный алфавит
Векторный алфавит декоративный эскиз набор прописных букв. Золотая элегантная буква Q, R, S, T.Шрифт переплетенных лент
Фужеры, украшенные орнаментом в стиле русской хохломы, стоят на деревянной полке.
Русская красиво оформленная векторная надпись в стиле русского народного декора Хохлома
Набор деревянных украшенных ложек, векторные иллюстрации
Дед Мороз в России.Костюм Деда Мороза роспись Хохлома n
Рама декорирована Хохломой
Пасхальное яйцо украшено старинным цветочным узором и бесшовные модели с розами.
Плоский рисунок Петуха. Петух в хохломском стиле. Наклейка для ферм. Этикетка для куриного продукта. Живопись фермы. Изолированный,
Красивая заглавная буква, украшенная завитками
Русская культура, достопримечательности и символы.Создайте пару традиционных матрешек.
Русский традиционный орнамент Хохлома
Рамка в стиле Гжель.
.Изображение деревянной тарелки. Изображение посуды, дерева, фона
Похожие изображения
Холодные бургеры с лососем, соусом, огурцом, помидорами и рукколой на деревянной тарелке
Итальянская кухня, свежая, горячая, паровая лазанья, подается на деревянном столе и грифельной тарелке
Деревянная тарелка, изолированные на белом
Пустая деревянная тарелка
деревянная тарелка
Круглая деревянная тарелка на темном деревянном фоне, вид сверху
Деревянная тарелка # 1
Маца пасхи и вино на деревянном винтажном столе над старыми городскими стенами.Тарелка для седера с текстом на иврите
Вкусный бутерброд с пармской ветчиной на деревянной тарелке
Плита деревянная и тканая
Деревянная тарелка
Деревянная тарелка пустая на деревянном фоне
Пицца подается на деревянной тарелке, изолированной на белом
Пустая круглая деревянная тарелка на фоне деревянного стола, продуктовая витрина
.Хохлома, украшенная рисованным орнаментом из линий, векторный клипарт
Другие стоковые иллюстрации
Фужеры, украшенные орнаментом в стиле русской хохломы, стоят на деревянной полке.
Русская красиво оформленная векторная надпись в стиле русского народного декора Хохлома
Набор деревянных украшенных ложек, векторные иллюстрации
Декоративный фруктовый символ.Груша украшена орнаментом из стилизованных листьев, ягод, завитков, элементов декора
.Дед Мороз в России. Костюм Деда Мороза роспись Хохлома n
Рама декорирована Хохломой
Красивая заглавная буква, украшенная завитками
Пасхальное яйцо украшено старинным цветочным узором и бесшовные модели с розами.
Плоский рисунок Петуха. Петух в хохломском стиле. Наклейка для ферм. Этикетка для куриного продукта. Живопись фермы. Изолированный,
Русская культура, достопримечательности и символы. Создайте пару традиционных матрешек.
Деревянная кукла Русская девочка
Русский традиционный орнамент Хохлома
Рамка в стиле Гжель.
Бабушка (матрешка), традиционная русская деревянная матрешка d
.