Русские печи, русские печки с лежанкой, с плитой и камином
Основательная, теплая и невероятно уютная русская печь с лежанкой еще столетие назад считалась основой любого дома. Именно от нее зависело, сможет ли пережить семья суровую зиму. Сегодня печные сооружения заменили централизованные и автономные системы отопления, удобные тем, что владельцам нет необходимости контролировать их работу.
Однако русские печки никуда не делись. Более того, в последнее время они завоевывают все большую популярность — магия огня и «живое» тепло неизменно привлекают домовладельцев даже дорогих коттеджей. Поэтому русские печи в современном интерьере сегодня более чем востребованы.
Современная русская печь в интерьере
Виды русских печей
Традиционный вариант русской печи — это глинобитное или кирпичное сооружение с топочной камерой — горнилом, прямым дымоходом и лежанкой.
Все остальные печные конструкции, которые сегодня предлагаются на рынке под определением «русская печь» — уже усовершенствованные модификации.
Устройство русской печки
Классическая русская печь – это массивная конструкция длиной 2,5 м и шириной 1,5 м, способная отапливать площадь до 50 м². Благодаря высокой теплоемкости кирпича сооружение хорошо аккумулирует и держит тепло, впоследствии отдавая его в помещение на протяжении длительного времени. В результате, чтобы обогреть дом, нет нужды постоянно поддерживать огонь.
Особенности конструкции
Отличительная особенность русской печи — ее топка (горнило), по совместительству являющаяся и варочной зоной.
Здесь происходит сгорание топлива, а после — готовится пища. Причем в горниле она не просто варится, как на обычной электроплите, а томится без контакта с огнем при оптимальной температуре. Еда, приготовленная таким способом, обладает особым вкусом, ароматом и насыщенностью. Кроме того, в ней сохраняются практически все витамины, полезные вещества и не образуются канцерогены с токсинами.Отдельные части топки также имеют свое название. Например, свод (небо) — это верхняя часть топки арочной или прямоугольной формы. Под — основание варочной зоны, имеющее небольшой уклон к выходу. Это необходимо, чтобы, во-первых, дымовые газы собирались под сводом. Во-вторых, было удобнее ставить, двигать и доставать посуду.
Схема русской печи из кирпича
Помимо отопительно-варочной части в русской печи обязательно есть лежанка (другое название элемента «полати» или «перекрыша»), располагающаяся над самой теплой частью конструкции — горнилом.
Другие элементы
Также в устройство русской печи входят и другие элементы, каждый из которых имеет свое уникальное название. Для современного человека, пожалуй, интересными будут только те, которые и сегодня присутствуют в некоторых модификациях (понимать, про что рассказывают печники, часто бывает очень полезно). Это:
- Опечье или фундамент. В деревнях русскую печь ставили на укрепленный пол, монтируя дополнительные лаги. Основание, на котором располагалась остальная конструкция, называлось опечье. Однако вес русской печи может составлять несколько сотен килограмм — если опечье из кирпича или строиться модель с нижним прогревом, то сооружение может весить 12 и более тонн. Поэтому под русскую печь обязательно возводят отдельный фундамент, не связанный с основанием здания. Делают его из разных материалов — камня, бута, бетона или кирпича.
- Подпечек или дровница. Это ниша, расположенная под горнилом и предназначенная для сушки и хранения щепы и дров. В целях пожаробезопасности она отделяется от топочной зоны засыпкой, закладываемой при строительстве печи.
- Шесток. Площадка перед горнилом. Здесь оставляют приготовленную пищу, извлеченную из печи, чтобы она дольше не остывала.
- Печурки — небольшие углубления в теле печи, использующиеся для хранения различных продуктов или предметов.
- Устье — округлый проем, через который в горнило закладываются дрова и помещается посуда в варочную зону.
В современном исполнении в конструкции русской печи с лежанкой некоторые элементы убираются или меняются на более эффективные. Например, на смену варочной зоны пришла плита, а в моделях с нижним прогревом устраиваются дымовые каналы для прогревания стенок в подтопочном пространстве, устанавливаются дополнительные топки и т. д.
Такие печи более функциональны и практичны, при этом не теряют своего очарования старины.
Плюсы и минусы русских печей
Русская печь — это уникальное в своем роде сооружение. Не зря эта отопительно-варочная конструкция стала прототипом для многих последующих сооружений.
Неоспоримые достоинства русской печи:
- Высокая теплоемкость. Если русская печь правильно сложена, она равномерно накапливает и отдает тепло, хорошо прогревает дом и в течение долгого времени обеспечивает оптимальную температуру в помещениях. При этом воздух не пересыхает, что положительно сказывается на микроклимате.
- Комфортабельность. Теплая лежанка будет по достоинству оценена всеми членами семьи. Особенно в холодное время года. Кроме того, сам вид печи придаст любой обстановке уют.
- Особые условия для готовки. Приготовление пищи происходит без контакта с огнем. Поэтому только здесь можно приготовить настоящий борщ, щи и другие исконно русские блюда при оптимальном для них температуре.
- Долговечность. Русская печь — чрезвычайно устойчивая конструкция, срок службы которой может составлять несколько десятков лет при минимальном уходе. Дом может разрушиться, а она будет стоять.
- Высокая безопасность. Все части печи, контактирующие с открытым огнем отделены от основного массива подсыпкой. Поэтому стенки сооружения не нагреваются до опасной температуры.
Но и идеальным устройством назвать русскую печь нельзя. Есть у этой конструкции и свои недостатки. В противном случае в нее не вносились бы постоянные усовершенствования. Среди наиболее значимых минусов:
- классическая модель — это достаточно громоздкое сооружение, которое занимает много места;
- конструкция имеет низкий КПД, что влечет за собой еще один минус — расход топлива неэкономичен;
- воздух в помещении прогревается неравномерно — источник тепла здесь располагается на высоте почти в метр от уровня пола, а опечье изолированно от топки, поэтому наверху жарко, внизу холодно;
- топливо сгорает неравномерно — конструкция топки предполагает постоянное поступление более холодного воздуха извне, поэтому возле устья процесс горения более интенсивен из-за избытка кислорода;
- готовить в русской печи можно только через 1,5-2,0 часа после начала растопки, при этом непосредственно наблюдать за процессом невозможно.
Однако все эти проблемы легко устраняются опытным печником. У каждого мастера есть свои наработанные варианты, в которых решены основные недочеты традиционной конструкции.
Проекты русских печей
В классическом варианте русских печей из кирпича нет дымоходов, равномерно прогревающих ее массив. Именно с этим связаны многие недостатки сооружения — дымление на холодную, небольшой КПД и т.д. Поэтому традиционная русская печь сегодня используется редко. Зато современные конструкции более чем востребованы. Они могут различаться размером, функциональностью, и стоимостью.
Теплушки
Также модификации коснулись размеров — габариты стали меньше за счет улучшения конструктива сооружения. При этом получилось сохранить достоинства прототипа и избавиться от его основных недостатков, в первую очередь от неравномерного обогрева.
Русская печь — теплушка
Если не вдаваться в технические подробности, в новую конструкцию в подпечье добавили дополнительную топку с дверцей и поддувалом. Такое решения позволило решить сразу несколько задач:
- за счет изменения внутреннего устройства печи стало возможным уменьшить размеры сооружения;
- сократилось время на прогрев конструкции — нижняя топка нагревает печь за полчаса;
- печь можно топить и по-старому, загрузив дрова через горнило.
Дымоходы в печи сделаны так, что, какую бы топку вы не запустили, горячие газы в любом случае прогреют конструкцию, прежде чем выйти через трубу. Это обеспечивает дополнительную экономию топлива.
Экономка
Это печное сооружение имеет два топливника (с лицевой и правой стороны). При этом варочная поверхность перекрывает оба таким образом, что большая конфорка находится над основным, малая – над дополнительным.
Русская печь Экономка — проект
Фото Русская печь — Экономка
Такое исполнение позволяет без ограничений использовать печь для готовки как зимой, так и летом. При этом расход топлива в обоих случаях экономичен.
Это одна из самых бюджетных печей, как по расходам на строительство, так и затратам на эксплуатацию. Отлично подходит для обогрева дачных и небольших дачных домов. Тем не менее, при необходимости ее также можно дополнить различными элементами. Например, водогрейным котлом или лежанкой.
Существует несколько различных моделей экономки, отличающихся по конструкции. Так, некоторые варианты оснащены чугунным настилом с двумя конфорками, установленным на месте шестка. Получается сооружение, у которого за плитой, есть варочная камера, закрываемая заслонкой. Чтобы такой печью можно было пользоваться в летнее время, между топливниками устанавливают задвижку. Она открыта летом, чтобы дымовые газы из горнила уходили сразу в трубу и печь не прогревалась, и закрыта зимой.
Такая конструкция наиболее компактна. Но если место позволяет варочную плиту можно вынести за пределы сооружения.
Русская печь с камином
Этот вариант появился относительно недавно и стал настоящим трендом. Особенность конструкции — задняя часть топки выводится через стену в соседнее помещение. И получается, что в одном сооружении совмещено сразу несколько функцией — камин с открытым огнем и классическая печь для отопления дома и приготовления пищи.
Фото Русская печь с камином. Авторский проект 1
Фото Русская печь с камином. Авторский проект 2
Фото Русская печь с камином. Авторский проект 3
Такие печи не только обогревают жилую площадь и позволяют готовить пищу. Но и выполняют декоративную функцию. Камин в любой обстановке смотрится презентабельно и придает всей комнате более уютный и гостеприимный вид.
Альтернативный вариант — когда камин располагается на передней части печи. В этом случае он может располагаться как внизу, так и сбоку.
Комбинированные модели
Это настоящие агрегаты, требующие максимально точных расчетов. Устанавливать такие печи можно, конечно, только в просторных помещениях. Например, в павильонах или закрытых беседках. Зато для удобства хозяйки в них можно интегрировать все что угодно.
Фото Русская печь Комбинированная модель — проект
Фото Печной комплекс
В конструкцию могут входить камин, духовка, лежак, водогрейный бак, печурки для сушки и хранения кухонной утвари, увеличенный в размерах подпечек, где можно складывать не только запас дров, но и топор, бумагу для розжига и т.д.
Уличные комплексы
В последнее время русские печи используются в качестве основы при строительстве уличных барбекю-комплексов. И все благодаря удачной конструкции колпакового типа, оптимальной для использования в условиях улицы, и созданию эффективного температурного режима в варочной зоне. В таких сооружениях, конечно, нет лежанки, но общая концепция печи осталась неизменной — открытая топка и дымоход над камерой, где готовится пища.
Фото Уличный комплекс на основе Русской печи 1
Фото Уличный комплекс на основе Русской печи 2
Фото Уличный комплекс на основе Русской печи 3
Дизайн русской печи
Впечатление от печи зависит не только от ее конструкции, но и внешнего вида. Сегодня делают сооружения как с минимальной, так и полноценной отделкой.
Причем нужно учитывать, что для работ можно применять только те материалы, которые выдерживают перепады температур, не подвержены горению при нагреве и не требуют особого ухода. Это значительно сужает круг возможных вариантов. Однако современная промышленность сегодня выпускает достаточно много термостойких материалов, которые допустимо применять в дизайне русской печи в доме. Главное, при покупке обращать внимание на горючесть изделий, выбирая материалы класса НГ (негорючие), и рекомендации производителей на упаковке.
Побелка
Традиционный способ — это глиняный раствор, которым штукатурят массив сооружения. После полного просыхания стены покрывают побелкой (меловой или известковой) или ее современными аналогами. Такая отделка имеет как преимущества, так и недостатки — в глиняной «шубе» печь более теплоэффективна, кладка печи скрыта. Но такое покрытие неустойчиво к механическим повреждениям. Побелка со временем пачкается, сереет от сажи и требует обновления.
Немного исправить ситуацию может использование современных штукатурок и различных водоэмульсионных красок, перед нанесением которых основание обрабатывают грунтовкой глубокого проникновения. Такие покрытия более гигиеничны и не впитывают запахи. Достаточно влагостойки, чтобы их можно мыть и чистить.
Смотрятся сооружения с такой отделкой очень красиво. Кроме того, с помощью правильно подобранного цвета можно визуально уменьшить или увеличить размеры печи. Некоторые владельцы, чтобы разнообразить монохромность отделки, украшают ее поверхности различными рисунками, орнаментом и узорами.
Термостойкий лак
В последнее время также часто используют специальный красящий лак для кирпича (или составы на его основе). Он имеет хорошую термостойкость, при нагреве не выделяет вредных соединений и сохраняет все свои свойства в течение длительного времени.
Обработка русской печи термостойким лаком
Единственный минус такого способа отделки — кладка русской печи должна быть идеальной, из нового кирпича. В противном случае все недостатки и изъяны будет хорошо видно.
Облицовка
Классический вариант отделки с помощью облицовки — изразцы. Это традиционный материал, представляющий собой плитку из обожженной глины. Но не плоскую, а с основанием коробчатой формы.
Изразцы для облицовки русской печи
Такое исполнение значительно облегчает монтаж материала. А расписные рисунки на лицевой части изразцовой плитки позволяют создавать сооружения с уникальным дизайном, непохожим на другие.
В качестве альтернативного варианта можно использоваться и современные материалы, обладающие не меньшей долговечностью, практичностью и износостойкостью. Это может быть облицовочный кирпич, керамогранит, камень или даже обычная кафельная плитка.
Современные русские печи в интерьере домов
Сегодня дома оформляют в самых разных дизайнах. На удивление русская печь прекрасно вписывается практически в любой даже современный стиль, если грамотно подобрать ее конструкцию и отделку. Большой выбор различных моделей позволяет найти вариант и для традиционных, и для урбанистических дизайнов.
Так, для интерьеров домов в деревенском стиле оптимальным вариантом станет классический вариант отделки — глиняная штукатурка, покрытая побелкой. Или варианты, имитирующие подобное оформление. Такой дизайн подчеркнет колорит стиля и усилит впечатление от интерьера.
Для обстановки, где использование элементов крестьянской избы неуместно, в качестве облицовочного материала можно выбрать изразцы. Это особая керамическая плитка с росписью в различных стилях —под старину, с традиционными узорами или орнаментами, простыми изображениями пейзажей, людей или животных. Сегодня она производится не только вручную, но и промышленным способом. Поэтому выбор изразцов для облицовки русской печи очень разнообразен и подобрать подходящий вариант в соответствии с общим дизайном интерьера будет несложно. Если хочется оригинальности — можно заказать ручную роспись.
Ручная роспись русской печи
Изразцы — материал достаточно дорогой, поэтому ими можно облицевать только переднюю часть печи. Или заменить их на современный керамогранит, терракотовую плитку и искусственный камень.
Как выбрать печника
Русская печь с лежанкой — одно из самых сложных сооружений, для возведения которого требуются не только теоретические знания и умение класть кирпич, но и большая практика. Строительство этого сооружения требует определенного опыта. Недостаточно просто знать порядовки. В печь нужно удачно вписать особенности строения, адаптировать конструкцию под требования владельца не только к внешнему виду, но и функциональности.
Поэтому, чтобы построить русскую печь, мастера лучше выбирать не по «сертификатам», а по реальным примерам его работы. Если мастер может наглядно показать свои уже завершенные работы, ответить на все ваши вопросы по устройству печи, объяснить технические особенности — это грамотный специалист.
В тоже время расплывчатые описания и «плаванье» в ответах должны вас насторожить. Скорее всего это некомпетентный человек или посредник, от которого не будет никакой пользы. Только дополнительные расходы.
Почему так важен опыт печника
Несмотря на то, что современные модификации русской печи более совершенны, они всё равно имеют некоторые недостатки, проявляющиеся при эксплуатации. И только опытный печник может заранее предвидеть, какие проблемы могут возникнуть у выбранной конструкции, и заранее их устранить или компенсировать уже в процессе строительства.
Например, модели с горнилом могут дымить из-за завихрений в перетрубье. Чтобы убрать турбулентность, мастер обтесывает и шлифует до гладкости стенки хайла, при этом строго соблюдает расчетные размеры.
Кроме того, мастер может значительно изменить конструкцию сооружения в соответствии с вашими желаниями. При этом не только сохранить все функции печи, но и улучшить удобство ее эксплуатации. Добавить варочную плиту, сделать лежанку более широкой, уменьшить время растопки и многое другое.
Заключение
Русская печь до сих пор актуальна, особенно в домах, где нет централизованных инженерных коммуникаций. Но функциональность этого сооружения полностью зависит от качества строительства и квалификации печника. В распоряжении мастера должна быть не только теория и диплом, но и практические умения, знание основных технологий и норм безопасности.
Русские печи с лежанкой, цены на строительство
Компания «Делиса» предоставляет услуги по кладке русской печи с лежанкой, являющейся многофункциональной и сложной конструкцией. Строение предоставляет возможность совместить комфортный отдых с приготовлением любимых блюд. Для получения безопасной в использовании постройки кладка должна выполняться квалифицированными мастерами.
Преимущества строения
Русские печи из кирпича с лежанкой отличаются практичностью и позволяют:
- организовать удобное и полезное для здоровья место отдыха, преимущество которого ощущается в холодное время года;
- наслаждаться уютным теплом под треск горящих поленьев;
- любоваться причудливой игрой языков пламени при закрывании устья стеклянной дверцей;
- использовать тепло горящего топлива для обогрева дома и эффективно противостоять болезням;
- приготовить несравненные по вкусу блюда;
- выпекать хлеб и пирожки.
Увеличить эффективность обогрева помещения позволяют русские печи с лежанкой и плитой для дополнительной топки. Расширить кулинарные возможности по приготовлению деликатесов можно, установив казан, мангал, камин барбекю и прочее оборудование. С целью безопасности при обращении с горячими блюдами и контроля над процессом готовки используются специальные инструменты и инвентарь.
Особенности строительства
Русская печь с лежанкой, проект которой разрабатывается специалистами компании с учетом пожеланий заказчика, требует достаточно места в помещении. На первом этапе обустраивается фундамент, рассчитанный на многотонную нагрузку. Выполняется пожароизоляция стен специальными материалами. Для удобного доступа к лежаку предусматриваются стильные ступеньки.
Кладка русской печи с лежанкой и плитой начинается с подпечья. Далее выкладывается под и свод. Устанавливается дверца, закрывающая устье. Монтируется тело печи и система дымохода. Точки контакта с кровлей покрываются термоизоляцией. Выполняются облицовочные работы с использованием материалов и растворов, устойчивых против высокой температуры.
Для строительства используется огнеупорный кирпич. Облицовка выполняется гранитом, доломитом, травертином или майоликой. Большое разнообразие декора позволяет придать постройке оригинальность и неповторимость. Перед сдачей объекта в эксплуатацию, проводится пробная топка. Правильное и грамотное выполнение кладки и применение качественных строительных материалов позволяет получить практичную и эффективную конструкцию.
Квалифицированные услуги
Строительство русской печи с лежанкой требует квалификации и опыта, поэтому выполняется подготовленными специалистами. Возведенное опытными печниками строение отличается:
- презентабельным внешним видом,
- разнообразием приготовленных блюд;
- долговечностью (более 25 лет) и безопасностью в использовании;
- возможностью обогрева нескольких помещений;
- хорошей теплоотдачей и аккумуляцией тепла на длительное время.
Мастерами выполняется комплекс работ по монтажу русской печи с лежанкой под ключ. Представленные проекты отличаются размерами и дизайном. Предлагаются стандартные строения 1,5х2,0 м и нестандартные конструкции требуемых размеров. При разработке проекта учитывается дизайн помещения и предпочтения хозяев. Благодаря опытным печникам постройка оптимально впишется в любой интерьер.
Также клиентам предлагаются проекты русской печи без лежанки, предусматривающие отдельное расположение конструкции или комбинацию с другим дополнительным оборудованием. Строение позволяет наслаждаться отдыхом с терапевтическим эффектом. Постройка украшает помещение и является центральным архитектурным элементом.
Русские изразцовые печи
Русские изразцовые печи — явление уникальное и самодостаточное. Печь в русском доме всегда была «вещью в себе» — на ней все начиналось и заканчивалось, она была альфой и омегой любого дома, с ней было связано множество поверий и легенд. Русская печь была даже героем фольклора. «В одной древней загадке-притче сказано: «В теплом царстве есть пещера каменная, а в пещере лютый змей; и когда холод войдет в то царство, змей закрутится, и пламя огня начнет выходить из пасти его, и дым вьется из его ушей, и искры сыплются из его глаз. Нетрудно догадаться, что в этой изобилующей метафорическими образами загадке речь идет о русской печи, которую сравнивают с каменной пещерой. Теплое царство — крестьянская изба с печкой», — писал о русской печке Геннадий Федотов, человек, посвятивший жизнь изучению русских ремесел и написавший много книг о печах.
Русские поговорки и пословицы полны отсылок к печке, и в каком контексте: «Станцевать с печки» (значит начать с самого начала), «Умный мужик – на печке избу построил », «Сказать, что в избе печка, значит сказать доброе слово», «С солнцем в октябре проститься, к печке поближе», «Без печки холодно, а без хлеба голодно». Печь не только топила, в ней готовили пищу, мылись, она была местом, где люди останавливались, чтобы побороть болезни и занимались любовью, она была центром дома и его хранительницей.
Это, впрочем, неудивительно, ведь российский климат никогда не был мягким и наличие хорошей теплой печи было залогом выживания семьи в суровые зимы. Печи почитались и им придавалось сакральное значение как проводнику огня – главного языческого божества русских. Часто печку очеловечивали, наделяли способностью говорить, как в сказке «Гуси-волшебный лебедь», а также позже, в частности, в современном мультфильме «Вовка в далеком-далеком царстве». Про печь в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка мать».
Устройство русской печи позволяет ей выполнять множество функций: очаг для приготовления пищи, а также своего рода скамья для сна в тепле. В этом главное отличие русских печей от европейских и средиземноморских. Европейская печь была прежде всего частью системы отопления и элементом декора помещения. Средиземноморские печи использовались в основном для приготовления пищи. А вот русская печь была «много в одном»: печь, постель, отопительный прибор, баня, элемент декора и главное жилище домашнего божества и покровителя семьи – домового. Неполные аналоги русской печи существуют только в Скандинавии, где сходный климат, поэтому и традиционный уклад жизни был схожим.
С VIII по XIII вв. в Северной Руси преобладали печи из крупных камней без применения связки. Камни были так хорошо подобраны, что плотно звенели друг о друга. У таких печей не было дымоходов, поэтому весь дым выходил через дверь, что имело свои преимущества в плане обеззараживания жилища: горячий дым «поджаривал» стены и потолок в ху, сушил и дезинфицировал его, что было важно для борьбы с микробы и насекомые.
Только к XV веку появились первые дымоходы, которые к началу XVII века стали делать из огнеупорного кирпича и вся конструкция приобрела вид, который мы теперь называем русской печью.
А так как люди Древней Руси придавали печи сакральный смысл, украшение предмета их культа вскоре стало задачей огромной важности. Печь, как центр дома или просто довольно крупное сооружение, нуждалась в украшении.
Ранние изразцовые печи украшались терракотовыми изразцами, часто печь собиралась из самонесущих изразцов и в конце концов появилось понятие изразцовой печи, предполагающее, что изразцы являются основным строительным материалом такой печи.
XVII век был пиком изразцового искусства в России. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «История русского изразца — от христианизации Руси до Серебряного века».
Множество разноцветных и глазурованных изразцов украшало русские изразцовые печи. В Московском Кремле хранится большая коллекция русских изразцовых печей. Очень интересные изразцовые печи установлены в Новодевичьем монастыре Троице-Сергиевой Лавры. В общем, многие из них сохранились в разной степени сохранности, во многом благодаря аскетизму музейщиков и реставраторов. Одна из крупнейших коллекций русских изразцовых печей находится в Коломенском, где реставраторы МГОМЗ сделали очень качественные реконструкции. Эти печи стали символом и красочным памятником Боярской Руси – эпохи, погибшей в петровское время.
Русская печь претерпела кардинальные изменения в начале XVIII века с указом Петра, запрещающим строительство дымных (без дымоходов) пожароопасных печей, что было очень своевременно, т.к. города горели и пожары вызывали большие повреждать. Тогда же были изданы первые правила устройства печей в жилых домах и промышленного изготовления кирпича, изразцов и других печных элементов. В этот же период по велению Петра было налажено производство новых для России «голландских» изразцов — белых изразцов, окрашенных кобальтом. Распоряжение Петра было: «немедленно шведского фасона печных изразцов сделать в гладкие белые, а на них синею краскою покрасить».
К середине XVIII века в России производилось самое большое количество изразцовых печей в Европе. А к концу века были заложены научные основы конструкции печи. Архитекторами, разработавшими наиболее энергоэффективные конструкции систем печного отопления, были Николай Львов со своим трудом «Русская пиростатика» и Иван Иванович Свиязев, написавший «Теоретические основы печного искусства», в котором он опубликовал методику расчета размеров дымовых труб и сечений газовые каналы. Эти архитекторы теоретически обосновали приемы проектирования систем печного отопления, а также изобрели свои оригинальные топки и печи. Профессор Сильвиуш Болеславович Лукашевич издал «Курс отопления и вентиляции», где в разделе о печном отоплении изложил теорию расчета отопительных печей.
Производство белых изразцов и изменение способа дымоудаления привели к трансформации конструкции городских печей. Такие чисто отопительные толстостенные печи стали называть голландскими, что не совсем правильно, так как впервые они появились в России, а оттуда попали в Европу. Как бы то ни было, голландские печи получили распространение в городах во многом благодаря своей тепловой эффективности. Установленные в каждой комнате дома или квартиры, связанные между собой сложной системой отопления, они стали отличным источником обогрева достаточно больших помещений. В частности, такие печи были установлены в Большом Екатерининском дворце. О печах Большого Екатерининского дворца следует говорить отдельно, так как они, как и московские изразцовые печи конца XVII века, символизируют целую эпоху.
В воздухе всегда витали идеи создания в России империи, не уступающей по своему влиянию и блеску крупнейшим европейским империям. Городом, откликнувшимся на эту идею, стал Санкт-Петербург, ставший не только «окном в Европу», но и первым полностью спланированным «европейским» городом в России. Многочисленные дворцы, воздвигнутые Петром и его потомками в Петербурге, превосходили европейские своим великолепием, а дворцово-парковые ансамбли Петергофа ничуть не уступают по своей красоте знаменитому французскому Версалю.
Основной расцвет искусств, вызванный роскошью правившего тогда сословия дворян, пришелся на царствование Елизаветы (Елизаветы) Петровны. Этот период русского искусства даже получил собственное название – елизаветинское барокко. Главным представителем этого направления был архитектор Ф.Б. Растрелли, именем которого иногда называют елизаветинский стиль – растреллиевское барокко.
Елизаветинское барокко, в отличие от предшествующего петровского барокко, учитывало достижения русского искусства, сохраняя в своих силуэтах традиции православного храмового зодчества. Царскосельская и петергофская постройки Растрелли были закономерным следствием того, что здесь произошло до него. Его работа была полностью подчинена вкусам императрицы, любившей блеск, веселье и роскошь.
Елизаветинская эпоха стала исключительно благотворным периодом яркого проявления идеалов рококо. Прикладное искусство, архитектура и живопись достигли высочайшего уровня мастерства и применялись во многих построенных и реконструированных дворцах.
«Елизавета Петровна отремонтировала все постройки и довела дворец до такого совершенства, что он легко мог соперничать, особенно своими фонтанами, с Версалем и Марли». Мечислав Пилсудский, 1857 г.
Большой интерес представляют изразцовые печи 18 века, которых много в Екатерининском дворце. Ко времени постройки этих печей в России уже давно работали кирпичные заводы по производству изразцов. В Стрельне, где располагались заводы, были залежи хорошей глины. К 1722 г. в стрельнинских печах обжигали до 3,5 млн кирпичей в год. На Стрелинском гончарном заводе посуду, утварь и изразцы изготавливали из белой эмали и расписывали синими красками. Сюжеты были все одинаковые, все голландские – мельницы, корабли, пейзажи, каналы и прочее. Подробнее о делфтском стиле вы можете прочитать в нашей статье о голландской плитке.
Изразцы печей Большого Екатерининского дворца в Царском Селе выполнены в голландском стиле с сюжетными росписями в бело-голубых тонах, заключенными в красивые орнаментальные рамки. Таким же образом выполнены печи Кавалерской столовой, Буфетной, Китайской гостиной и многих других помещений Большого дворца.
Белая столовая выполнена в контрасте с вышеперечисленными помещениями – она насыщена монохромными и матовыми фактурами. Белая столовая была перестроена в 1774 году архитектором Я. М. Фельтеном, сторонником классицизма. Комната выдержана в строгих канонах классицизма, а в ее интерьерах изящные круглые изразцовые печи российского производства, облицованные белыми глазурованными изразцами с рельефными панно «Музыка и живопись».
Несмотря на серьезные разрушения во время блокады Ленинграда в годы ВОВ, дворцы Царского Села и Петергофа до сих пор являются собранием выдающихся произведений искусства, а также красноречивым свидетелем подвига советских реставраторов, участвовал в их восстановлении.
Секрет изготовления изразцов с подглазурной росписью был утерян, и послевоенным реставраторам пришлось его заново открывать. Основная заслуга в этом принадлежала архитектору А. Э. Гессену, который инициировал изготовление изразцов, обеспечив тем самым успешное выполнение указанной работы. Гессен решил задачу полной реставрации изразцов в интерьерах Летнего дворца Петра Великого, в Монплезире и в Марли в Петергофе.
Долгое время изразцовые печи были основным источником тепла в русских домах и городских квартирах. Лишь в конце 19 – начале 20 веков, с изобретением парового отопления, их начали заменять. Фактически в настоящее время отопительные печи устанавливаются только в частных домах и при отсутствии магистрального газа для установки газового котла и нагрева воды. Чаще в доме устанавливают камин – для сибаритской медитации на огонь и как своеобразный знак достатка. Тем не менее спрос на печи достаточно стабильный. Зачастую заказчики ограничиваются обычной кирпичной печью, что обусловлено не только ее меньшей стоимостью, но и особым вкусом современников с их приверженностью стилю «шале» в интерьере.
Изразцовые печи стали возвращаться в обиход только в последние 15-20 лет. На рынке не так много компаний, способных производить облицовку изразцовой печью. Кроме того, современные покупатели практически не нуждаются в самонесущих изразцах и печах, полностью сложенных из таких изразцов. Поэтому сейчас речь больше идет об изготовлении архитектурной керамики и плоской черепицы. Хотя иногда бывают заказы и на настоящую плитку с ромбами (коробчатыми выступами на обратной стороне).
Современные российские изразцовые предприятия делятся на несколько типов: мастерские, производящие определенный набор форм и рисунков, подгоняемых под размеры печи или камина заказчика; мастерские, изготавливающие индивидуальную облицовку по эскизам заказчика или создающие новые дизайны; художественные мастерские, выпускающие авторские работы; и частные керамисты.
В любой из перечисленных мастерских заказчик получает изделие с высокой степенью уникальности, так как не бывает полностью одинаковых плиток и даже в пределах одного набора каждая плитка будет отличаться от другой. Разница между мастерскими не очень существенна и состоит только в ценах и художественной составляющей, а последняя, в первую очередь, это вопрос образования и вкуса художников и заказчика. В любом случае сейчас на рынке можно найти изразцовые печи и камины на любой вкус. Приведем пример нескольких российских мастерских:
Одна из крупнейших в России, петербургская компания «Паллада» основана реставраторами Андреем Роденковым и Константином Лихолатом. Компанией восстановлено огромное количество старинных форм изразцов Северо-Западного региона. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «Финские печи – изразцовое богатство Северо-Запада».
Керамическая мастерская Сергея Лебедева — предприятие в Москве, созданное на базе реставрационных мастерских Андреевского монастыря, которое, а также воссоздало большое количество исторических изразцов при реставрации. Очень интересны работы фирмы «Изразцовые печи» в Кимрах, основанной Александром Чернышевым. Это достаточно крупное предприятие, специализирующееся, как понятно из названия, на изготовлении печных изразцов из шамота.
Компания «АртБазл» в виде мастерских монументальной живописи и архитектурной керамики — еще одна компания из Санкт-Петербурга, принадлежащая художникам-керамистам Андрею Беляеву и Ларисе Захаровой. Керамические камины этих художников очень сложны и необычайно красивы.
Сказочно хороша работа звенигородского семейного ателье «Лев и Сирин», созданного потомственными керамистами Куприяновыми. Это полностью авторская керамическая продукция, со своим лицом, стилем и характером.
Мы перечислили далеко не все керамические мастерские, существующие в России, однако работы упомянутых фирм и художников привлекают внимание, будоражат душу и радуют глаз, что позволяет поставить их в один ряд с лучшие произведения крупных мастеров прошлого.
Русская дровяная печь является центром традиционного русского дома.
Луук Винкельмолен
Открой Россию
2265
Гончаров, ВОВ, квас, Обломов, баня, дровяная печь
31 января 2017
Дровяная печь является центром традиционного русского дома. Этот тип печи очень большой по размеру, но очень эффективный, когда дело доходит до энергии. Благодаря своей конструкции тепло может долго сохраняться. Хорошая печь требует заправки только два раза в день. Этот значимый элемент быта часто можно встретить в литературе и анекдотах. Ниже я приведу несколько примеров.
Помимо обогревателя, плиты и коптильни для еды, печь была еще и лекарем, исцеляющим членов семьи от любых простуд. Более того, русская печь могла служить заменой бане. Люди могли избавиться от болезни через пот или просто расслабиться. Чтобы превратить дровяную печь в паровую баню, нужно было сделать несколько вещей. Во-первых, печь была нагрета до очень высокой температуры. Когда немного похолодало, из печи убрали уголь и продукты. Впоследствии стены будут забрызганы водой или квас – этот напиток готовится из ржаного хлеба – чтобы наполнить паровую баню густым хлебным паром. Купальщицу ложили на деревянную полку и толкали в раскаленный центр печки. Наконец, вход в печку закрывали наглухо, оставляя парильщика на некоторое время потеть.
Русская печь также используется как место для сна. На печи или между стеной и печкой полка давала теплое место для чтения книги или сна. Такой способ использования печи встречается в Обломов , известный роман, написанный Иваном Гончаровым . Захар , слуга главного героя Обломова, целыми днями лежит на печи. Каждый раз, когда Обломову что-то нужно, он звонит Захару. Затем в другой комнате он слышит глухой звук того, как его слуга прыгает с печи.
Один из моих преподавателей в институте рассказал мне еще одну интересную историю о русских дровяных печах. Бабушка рассказывала ей, что во время Великой Отечественной войны она и ее семья мылись в печке. Дровяная печь была достаточно большой, чтобы в ней мог поместиться человек. Встать прямо было невозможно. Каждый раз, когда кто-то хотел умыться, ему нужно было проползти через вход в печь, обойти огонь и взять воду, нагретую в печи. После этого приходилось вылезать из печки, снова пачкаясь.