Мастер-класс смотреть онлайн: Мастер-класс: деревянная резная ваза «Мечта рыбака»
Для тех, кто сам режет по дереву, в такой вазе нет ничего сложного, кроме, разумеется, трудоемкости. Но, надеюсь, какие-то детали мастер-класса могут оказаться полезными.
Итак, отрезав необходимой высоты кусок от бревна (в данном случае липы) более-менее круглого сечения, приступаем к работе.
В нашем случае на вазе должен быть вырезан рельеф из двух рыб, поднимающихся по спирали вверх. Поскольку ваза будет названа «Мечта рыбака», то рыбой будет щука. Ну, так я представляю мечту рыбака в нашем регионе 🙂
Вырезав из бумаги картинку щуки в профиль (так называемый шаблон), прикладываем его к цилиндрической повехности будущей вазы, наносим 2 контура простым карандашом, и приступаем непосредственно к резьбе по дереву.
Шаг 1. Отделяем контуры щук от тела вазы. Придаем щукам толщину.
Шаг 2. Придаем более реальную форму: скругляем, утоньшаем, выделяем. На этом же этапе я выбрал глухое отверстие тела вазы (для облегчения работы сначала насверлил как можно ближе друг к другу «много-много» отверстий по всей площади, а затем выбрал массу дерева стамесками).
Шаг 3. Уделяем внимание деталям: чешуя, плавники, жабры, пасть.
Шаг 4. Дорабатываем фон.
Шаг 5. Пыльный и скучный процесс шлифовки внутренней поверхности вазы, облегченный, правда, применением электродрели и наждачной бумаги, наклеенной на деревянный кружок.
Ну и покраска морилками, бриллиантовым зеленым, акриловыми красками. Красками, кстати, покрашены только глаза. Тут никаких изысков — обычные кисти.
Хотя нет, на один момент в отделке можно обратить внимание. Белые щучьи пятна — это не краска, а натуральный цвет дерева. После придания цвета телу рыб, соответствующие учаски были просто срезаны до чистого дерева. Аналогично получены белые участки фона, только дерево было вскрыто не резцами, а наждачной бумагой.
Ну и финиш двумя слоями бесцветного акрилового лака:
Всем удачи и спасибо за внимание.
Резьба по дереву для начинающих — Сам себе мастер
Резьба по дереву — разновидность декоративно-прикладного искусства, получившая в свое время широкое распространение и особую популярность на территориях современной России. Практически в каждом регионе страны сформировались свои традиции вырезания орнаментов, узоров, фигурок людей и животных на деревянных поверхностях. Древесина вообще относится к излюбленным материалам русского человека. Возможно «корни» этой любви уходят глубоко в историю и теряются где-то во временах языческих верований, когда любым природным объектам придавался сакральный смысл, а деревья вообще считались «родом», то есть прародителем сущего, олицетворением матушки-природы. Как бы то ни было, а древесина действительно очень «теплый», уютный, домашний материал, который к тому же еще и экологически безопасен. На данный момент существует масса способов обработки дерева, но традиционная резьба располагается на ступень выше любых «промышленных» техник. Вырезая орнаменты, картины, фигурки, мастера вкладывают в свои работы душу. Как отдавать частичку себя создаваемому изделию, мы научить не сможем, зато познакомим с азами работы с деревом, которые пригодятся любому начинающему резчику.
История зарождения и развития
Дерево можно по праву считать одним из древнейших материалов, использовавшихся человеком.
Еще на заре времен люди поняли, насколько доступной и простой в обработке может быть древесина. Ее стали повсеместно привлекать для строительства. Искусство резьбы тесно переплелось с отдельным видом архитектуры — деревянным зодчеством. Люди никогда не подавляли свои внутренние желания окружать себя красивыми вещами. Это стремление к прекрасному часто становилось толчком для развития искусства в разных направлениях. Резьба не стала исключением. Как водится, сначала все лучшее клали на алтари для божеств, которым в те времена поклонялись. Самым древним образчиком искусства резьбы по дереву считается Шигирский идол. Он был найден во время раскопок неподалеку от Екатеринбурга. Изделие представляет собой фигурно обрезанный столб с тематическими рисунками на поверхности. По подсчетам ученых этот идол был создан в середине VIII века. Изготовили столб из лиственницы (вопреки общепринятому заблуждению о дубе). Помимо Шигирского идола встречаются и более поздние находки, украшенные резными элементами, но техника тех мастеров была примитивной и грубоватой. Современный человек скорее назовет их самобытными, чем красивыми. Здесь сказалось влияния бедного инструментария, которым пользовались мастера тех времен.А теперь сделаем большой прыжок почти в десять столетий и перенесемся к XVI веку, когда стали появляться первые артели резчиков. Из области обрядов и язычества резьба по дереву постепенно перешла к быту. Причудливыми узорами стали украшать предметы скудной меблировки и деревянную посуду. Техника стала изящнее, благодаря расширенному набору специальных инструментов, которыми стали пользоваться мастера. Помимо обычной древесины, в ход шли даже корни деревьев и кап (разновидность нароста). Своими причудливыми, неправильными формами они навевали абстрактные ассоциации и подталкивали резчиков к созданию оригинальных асимметричных предметов обихода. Артели массово украшали храмы, соборы, дворцы и дома зажиточных граждан. Большинство бытовой утвари (от ларей и до ложек) покрывались декоративными узорами. Так как дома старались украшать даже представители среднего класса, появилось отдельное направление под названием домовая резьба. Многие образчики сохранились и до наших дней. Большинство из них стало официальными памятниками искусства. Параллельно с домовой резьбой появилась и более сложная техника — объемная. Рельефные украшения требовали большого мастерства от резчиков, но результат того стоил. Резьбой украшали сундуки, стулья, игрушки, подставки, пряничные доски (аналог подносов), ложки, табакерки, шкатулки, спинки кроватей, наличники и ставни на окнах. Хотя еще пару десятков лет назад этот вид искусства пребывал в упадке, постепенно традиции старинной русской резьбы по дереву возрождаются. Ведь не зря говорят, что все новое просто было хорошо забыто.
Виды резьбы
Резьбу по дереву классифицируют на следующие подтипы и направления:
- Объемная (скульптурная). Изображение (ознаменка) полностью или частично отделяется от фона. Техника сходна с барельефами.
- Плоскорельефная. Изображение выделяется на фоне, за счет углубления последнего.
- Прорезная (ажурная). Относится к сквозной технике. Фон в изделиях удаляется полностью. Раньше они часто использовалась для оформления икон и картин в качестве рамок.
- Контурная. Считается одной из самых простых техник. Часто используется новичками для практического обучения. Контурная резьба представляет собой рисунок, который образуется пересечением неглубоких линий. Если сравнивать с искусством скульптуры, то ближайший аналог этой техники анкрё или койланаглиф.
- Геометрическая. Как и контурная, относится к простым техникам, которые под силу даже начинающим. Узор формируется из различных геометрических фигур и их переплетений. Несмотря на кажущуюся простоту, работы за счет игры света преображаются и выглядят очень красиво.
- Рельефная. В изделии практически нет ровной плоскости. Каждый элемент рисунка с разной высотой выступает над поверхностью. Встречается два подтипа резьбы: горельефная и с низким рельефом. В первом случае изображение выступает почти на половину объема, а во втором только на пару сантиметров.
- Восточная. Характеризуется обилием изящных орнаментов, получаемых путем пересечения прямых и изогнутых линий. В качестве дополнения в рисунках часто фигурируют цветы.
Вышеперечисленные техники относят к основным, но ими перечень не ограничивается. Намного реже используют техники резьбы с подобранным и подушечным фоном, заоваленную резку.
Где может применяться
Резьба по дереву широко применяется в интерьерном и ландшафтном дизайне. Хотя такие изделия больше всего соответствуют этническому русскому стилю, красивая работа мастера может органично влиться в скандинавское, эко направление, эклектику, прованс (вообще любую разновидность кантри), модерн, классику и даже фьюжн. В интерьере используют либо резные предметы обихода (сундучки, шкатулки, чернильницы, подставки, элементы меблировки), либо декоративные детали, которые играют исключительно роль украшения (карнизы, фрески на отдельных областях стен, окантовку арок, двери). Для оформления экстерьера дома и прилегающих к нему территорий приобретают беседки, лавки, наличники, фронтоны, ворота и калитки, заборы, изготовленные в технике резьбы по дереву.
Выбор материала для работы
При выборе древесины следует обращать внимание на три критерия:
- Вес. Чем тяжелее брусок или доска, тем прочнее получится готовое изделие. Это правило распространяется на все типы древесины.
- Влажность. Не стоит использовать для работы сырую древесину. Рано или поздно она подсохнет, а это чревато деформацией материала, что может сказаться и на резьбе.
- Общее состояние. Чем больше в бруске наростов, сучков и деформированных волокон, тем сложнее работать с таким материалом. Такие дефекты не позволяют мастеру передвигать инструменты в нужном направлении, так как они будут постоянно «спотыкаться» о препятствия.
Если древесиной резчик запасается самостоятельно в соседнем лесу, то материал необходимо просушить. Желательно проводить эту процедуру летом, так как 1-2 недели дерево должно пролежать на открытом воздухе. Если заготовка имеет внушительные габариты, то этот период увеличивают до 1-2 месяцев. Нельзя оставлять материал на улице в «сезон дождей». Толку от такой процедуры не будет, так как при высоком уровне влажности окружающей среды, вода из микропор не исчезнет. После уличной просушки древесину вносят в дом, но не кладут рядом с отопительными приборами. Остатки влаги удалятся в течение недели. Для малогабаритных заготовок подходит технология вываривания. Их складывают в емкость с водой, которую нагревают и кипятят на протяжении 2-3 часов. Такой экпресс-метод позволяет быстро «выжать» остатки влаги из микропор древесины. После процедуры заготовкам дают «отдохнуть» в доме примерно неделю.
Базовые инструменты для ремесла
Чтобы работа спорилась, мало одних навыков и умений, нужно еще и использовать качественные инструменты. Возможно, Николо Паганини и компенсировал своим мастерством возможности скрипки, сыграв на одной струне, но эта легенда относится к исключениям из общего правила. В стандартный список инструментов резчика по дереву входят:
- Доска для резьбы. Накладывается на рабочую поверхность с целью ее защиты от повреждений. Используется только в тех случаях, когда у мастера еще нет постоянного места для работы.
- Набор стамесок. Эти столярные инструменты отличаются по форме заостренных стальных кончиков, но более подробно о них поговорим дальше.
- Ножи. Наряду со стамесками активно применяются для вырезания узоров. Существует несколько подвидов ножей, различающихся и по внешнему виду, и по функциональности. Ножики-резчики и ножи-косяки отличаются только режущим углом скошенного лезвия. Без последних не обходится техника плоскорельефной резьбы. Богородские ножи получили свое название в честь области, где местные мастера активно их использовали для работы над традиционными игрушками. Обычно продаются в наборе. Выделяют один подтип этой разновидности инструментов — «Татьянки». Характерным элементом этих ножей считаются удлиненные ручки. Они позволяют максимально передать инструменту усилие, с которым мастер осуществляет нажим. Используются в так называемой «силовой резьбе».
- Штихель. Внешне очень похож на стамеску, но имеет характерную грибовидную форму рукоятки. Она позволяет мастеру вырезать тончайшие линии.
- Ложечники. Инструмент обычно используется для работы с ложками, что и так понятно из названия. Однако может применяться и в других техниках, если необходимо сделать в дереве аккуратное отверстие в форе круга или полукруга. Представляет собой стальную пластину на ручке. В конце она либо закруглена наполовину, либо зациклена в кольцо.
- Лекало. Используется в качестве трафарета для переноса чертежа изображения на заготовку.
- Нихромовая проволока. Применяется только для выжигания отдельных элементов изображения при тонкой работе с деталями. Требует соблюдения техники безопасности. Если проволоку нагреть, то она с легкостью прожигает верхний тонкий слой древесных волокон.
А теперь более подробно рассмотрим разновидности стамесок, которые по праву можно считать главным инструментом резчика.
Виды стамесок
В зависимости от особенностей лезвия и области применения стамески классифицируют на следующие типы:
- Прямые. Имеют плоские лезвия. Инструмент используется для выравнивания отдельных областей заготовки или для ее зачистки на подготовительном этапе работ.
- «Косячки». Угол срезов их лезвий варьируется от 35 и до 70 градусов. Широко применяются в геометрической резьбе.
- Клюкарзы. Считаются разновидностью полукруглых стамесок. Используются для обработки фона и вырезания крупных выпуклых фигур. Имеют изогнутое лезвие, отдаленно напоминающее «чашечку» лепестка розы.
- Уголки (гейсмусы). Лезвие, имеющее форму желоба, оставляет характерные «канавки» на заготовке.
- Полукруглые. Как правило, эти стамески применяются для объемной резьбы, но могут использоваться и в плоскорельефной технике. Инструменты отличаются радиусом загиба и длиной лезвия. На заготовке с их помощью делают вогнутые круги и линии, глубину которых регулируют посредством изменения силы нажима на стамеску.
У каждого мастера в наборе есть свои инструменты «любимчики», которыми он пользуется чаще всего. Обычно такая трогательная привязанность развивается за годы труда, когда резчик уже выработал свою индивидуальную манеру работы. Новичкам же остается только набивать себе «шишки» методом проб и ошибок, пока идеальный инструмент не будет найден.
Меры предосторожности при работе
Во время вырезания по дереву всегда существует риск повреждения рук мастера, а пальцы для резчиков — основной инструмент работы. Все приспособления достаточно острые и хватит всего одного неловкого движения, чтобы порезать кожу, а то и вовсе отрезать что-нибудь важное. Поэтому не следует пренебрегать правилами безопасности, которые соблюсти не так уж и сложно:
- Рабочая поверхность должна быть устойчивой. У профессиональных резчиков для этих целей есть специальные верстаки. Начинающие часто работают за обычными столами, которые могут раскачиваться.
- Резать нужно только от себя. По такому же правилу поджигают спички.
- Освещение в помещении должно быть направлено на рабочую поверхность. На стол не должны падать тени. В противном случае работать придется очень близко от детали, что чревато повреждением не только пальцев в случае эксцесса.
- Заготовки, которые обрабатываются, необходимо закреплять с помощью специальных крепежных деталей.
- При заточке инструментов обязательно используют защитные очки. После процесса нельзя проверять остроту лезвия на пальцах. Для этого подойдет любой ненужный брусок.
- Аккуратность — залог успешной работы. Каждый инструмент должен лежать на своем месте (желательно в специальных органайзерах). Таким образом, мастер исключит риск падения стамески или ножа на пол с последующим повреждением ног. Также необходимо своевременно удалять стружку с рабочей поверхности. Иначе может возникнуть непреодолимое желание сделать это во время процессы вырезания. Одно неловкое движение во время работы с электроинструментов может вылиться в катастрофу.
- При работе с электроинструментом нужно обращать внимание на провода. Нельзя давать им скручиваться, ведь в таких «клубках» легко запутаться.
Также не рекомендуют располагать рядом с рабочим местом нагревательные приборы, поджигать свечи, курить. Стружка легко воспламеняется, поэтому любые контакты с огнем следует ограничить.
Мастер-класс геометрической резьбы
Как уже говорилось выше, геометрическая резьба считается одной из самых простых, поэтому идеально подходит для обучения начинающих мастеров. Для работы требуется минимальный набор инструментов. Во время процесса вырезания значение имеет только точность. Элементы рисунка должны обладать четкой симметрией. Сами изображения состоят из повторяющихся зон, которые образуют единую изящную композицию.
Технология и последовательность геометрической резьбы
В основе рисунка в технике геометрической резьбы лежат различные простые фигуры: круги, треугольники, квадраты, прямоугольники, трапеции и ромбы, которые дополняют прямыми и изломанными линиями. Вопреки заблуждениям обывателей, готовые композиции лишены угловатости и грубости. Игра света и тени подчеркивает рельеф изображения. Сюжетов, как таковых, геометрическая резьба не имеет. Она передает настроение и ярко демонстрирует мастерство автора. Готовое изделие может поражать сложностью и тонкостью работы, а иногда придерживается принципов лаконизма, что никак не сказывается на его восприятии. Очень часто в основе композиции лежат традиционные русские орнаменты, которые ранее считались «оберегами» от злых сил. Процесс работы в технике геометрической резьбы условно делят на этапы:
- Подготовительный. Включает в себя изготовление болванки (заготовки) и черновое выравнивание ее поверхности, то есть удаление дефектов, сколов, рельефных элементов.
- Работа над композицией с использованием ножей.
- Заключительный этап. Финальная обработка заготовки: шлифование, пропитка специальными составами, покрытие лаком или краской.
После просушки резную поделку можно использовать по назначению.
Необходимые инструменты
Для работы в технике геометрической резьбы потребуется минимальный набор инструментов:
- Карандаш, циркуль и линейка (лекало) для составления точного рисунка.
- Два типа ножей: «косячок» и «перо» (разновидность богородских ножей).
Первый вид ножа используется для вырезания прямых линий, которые формируют угловатые геометрические фигуры, а второй — для «канавок» с мягкими изгибами.
Создание эскиза узора
Мастера, у которых «рука набита», наносят узоры прямо на заготовку с помощью карандаша и циркуля, линейки. Для новичков лучше сначала нарисовать эскиз на бумаге или использовать уже готовые рисунки, которые можно легко найти во всемирной паутине. Узоры распечатывают, после чего прикладывают к болванке и обводят по контуру с использованием копирки. Когда рисунок будет полностью перенесен на заготовку, можно приступать к вырезанию композиции.
Вырезаем узоры
Начинать нужно с мягких деталей (круги, лепестки, плавные линии). Для работы используют нож-перо. Его зажимают в руке между ладонью и указательным пальцем. Большой палец отставляют в сторону и прислоняют к заготовке. Он послужит опорой. Согнутый указательный палец станет регулятором силы нажима на инструмент и угла его наклона. От этого будет зависеть глубина «канавки». Помните, что резать нужно «от себя». Сначала обрабатывают одну часть композиции (слева или справа зависит от ведущей руки), а затем болванку переворачивают и продолжают вырезать вторую часть узора.
Теперь в дело вступает нож-косячок для работы над треугольными элементами. Этот инструмент держат иначе. Его зажимают между указательным и большим пальцами, словно карандаш, но у самого конца ручки, ближе к лезвию. «Пятку» ножа с силой вгоняют в заготовку под углом в 45 градусов, но не у самого края фигуры, а с небольшим отступом. Его необходимо сделать, чтобы у выемки были «пологие» края. «Канавки» с таким рельефом выглядят красивее. Грани треугольников должны сходиться. По такому же алгоритму вырезают оставшиеся элементы рисунка. Отработанные кусочки древесины должны иметь форму пирамидок, тогда работа выполняется правильно.
Во время процесса резки легко проверить остроту ножа. Если стружка тянется сплошной «лентой», значит, инструмент заточен хорошо. Если она крошится и отпадает кусками, то нож не годится для резки. Даже острые инструменты во время работы нужно периодически обтачивать. Для этих целей используют кусок натуральной кожи, на который наносят небольшое количество любой полировальной пасты на основе оксида хрома.
Шлифовка и пропитка готового изделия
Чтобы сгладить шероховатость краев «канавок», поверхность поделки нужно слегка зашкурить наждачной бумагой. Затем изделие пропитывают специальным составом. Некоторые покрывают поделки лаком, но большинство мастеров отдают предпочтение процессу вощения (восковая мастика) или покрытию поверхности маслом. В этом случае поделка приобретет легкий, натуральный блеск. Обычно используют льняное, одуванчиковое, мятное, семитравное масло. Эти же составы отлично подходят для пропитки посуды. Поделку густо смазывают средством, после чего «втирают» масло в древесину. Теперь изделие должно высохнуть. Лучше всего положить его на улице просушиться под солнышком. Некоторые кладут изделия возле батареи или пользуются феном, дабы ускорить процесс.
Мастер-класс формочки для печатного печенья
Чтобы сделать формочку для печатного печенья, сначала необходимо обрезать заготовку. Ширина и длина болванки зависит от размеров будущих кондитерских изделий. Можно ориентироваться на общепринятые стандарты и померить обычное юбилейное или кофейное печенье, купленное в магазине. Что касается выбора древесины, то для этих целей подойдет лиственница, бук, дуб. Заготовку вырезают из доски с помощью электролобзика. Далее ее закрепляют на рабочей поверхности и переносят заранее подготовленный эскиз изображения. Все детали композиции на печенье должны быть выпуклыми, соответственно фон обрабатывать не нужно. Набор инструментов для работы варьируется в зависимости от ее сложности. Чтобы резать было проще, нужно выбрать картинку-исходник, нарисованную с полутонами. Тогда мастеру будет легче ориентироваться с глубиной прорезания элементов. Для печатного печенья часто выбирают надписи, простенькие пейзажи с деревьями и птичками, животных, цветочные композиции, «букеты» колосьев.
Вырезаем таблички
Таблички, как правило, имеют неправильную форму. Контуры изделия подчеркивают изгибы букв, поэтому с заготовкой придется повозиться, выпиливая лишние фрагменты в определенных местах. Буквы можно нарисовать от руки с использованием карандаша и линейки, или скачать уже готовую надпись с интернета. Изготавливать таблички очень просто, поэтому вариант идеален для начинающих резчиков. Для работы достаточно ножа-косячка и богородского набора «Татьянка». После вырезания табличку шлифуют и покрывают морилкой. Когда состав высохнет, углубления дополнительно подчеркивают вторым слоем. Надписи на табличках для бани дополняют облаками, дубовыми или березовыми листиками, ковшами, тазиками с вениками. Для улицы используют красивый, ровный шрифт и аккуратные завитушки по контуру, так как здесь рисунки будут неуместны. Таким же способом можно изготовить оригинальную вывеску для торговой лавки или пивной, к примеру.
Заключение
Один именитый скульптор когда-то сказал, что композиция — самое сложное в искусстве. Общих правил для ее составления не существует. Постигнуть алгоритм построения композиции и выработать в себе тонкий художественный вкус можно только наблюдая за природой. Нет ничего более совершенного, чем естественная система элементов. Этот совет применим не только для скульпторов, архитекторов или художников, но и для резчиков по дереву. Сначала во время обучения новички используют готовые рисунки, чтобы набить руку и приобрести навыки, необходимые для создания качественных работ. Однако в дальнейшем каждый пытается делать робкие шаги на поприще художника, где одного мастерства недостаточно. Потребуется умение тонко чувствовать баланс в композиции, которое вырабатывается годами. Только научившись комбинировать мастерство и художественный вкус, резчик имеет право называться мастером, создающим изделия «с душой».
Резьба по дереву – Копилка знаний
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
Еще в прошлом веке в крестьянском быту дерево было самым распространенным материалом в строительстве, в изготовлении посуды, мебели и всевозможных орудий труда. Но крестьяне не только заботились об удобстве и практичности деревянных изделий, но и думали об их красоте. Простые обиходные вещи, сработанные из неброской липовой или еловой древесины, вряд ли смогли бы надолго привлечь наше внимание, если бы искусные руки мастера не обрядили их изящной резьбой, способной соперничать с тончайшими кружевами.
С прикосновением резца к древесине происходило чудесное преображение вещи. Солоницы, чаши, ковши, прялки, вальки, скамьи, сани, дуги, архитектурные элементы избы становились высокохудожественными произведениями декоративно прикладного искусства.
Резьба по дереву
Лучшим материалом для резьбы считается мягкая древесина лиственных пород — липы, ольхи и осины. Она однородная, плотная и прекрасно режется. На ней можно выполнять тончайшие порезки, не опасаясь скалывания вдоль волокон. Высохшая древесина этих деревьев становится прочной и не коробится.
Классический материал для резьбы — липа. Из нее режут объемные игрушки и скульптуру. Недаром липа была излюбленным материалом не только у резчиков, но и у токарей по дереву. Нередко токари на своих станках точили из липы различные сосуды, а резчики наносили на них резьбу.
Своеобразна текстура ольхи, она имеет мягкий красноватый оттенок — цвет редкий для деревьев средней полосы.
У осины самая белая древесина, и эту белизну изделие из нее сохраняет много лет. Легкая и прочная, осина прекрасно обрабатывается и устойчива против гниения.
Серебристо-серая древесина березы плотнее и прочнее, чем липы, ольхи и осины, поэтому обрабатывать ее несколько сложнее, но зато она наиболее пригодна для выполнения тонкой резьбы. Режется береза без сколов, одинаково во всех направлениях.
Совсем миниатюрную резьбу выполняют из древесины самшита, груши, яблони и клена. Древесина этих деревьев по плотности и твердости приближается к слоновой кости.
Из древесины хвойных пород можно выполнять только резьбу с крупными элементами. На резьбе с мелкими элементами годичные слои будут зрительно искажать форму рельефа. Кроме того, не исключено скалывание древесины вдоль волокон. В крестьянском зодчестве сосну применяли только для изготовления крупных наружных резных украшений дома — причелин, фризов, крыльев и подкрыльников.
Годичные слои ели менее резко выражены, чем у сосны. Поэтому на севере России в лесных районах из елового ствола с отходящим от него под прямым углом корнем вырубали прялки корневушки, лопасти которых богато украшали резьбой.
Существует несколько разновидностей резьбы по дереву — некоторые из них проиллюстрированы здесь рисунками. А подробнее мы расскажем лишь о трехгранно-выемчатой резьбе, наиболее простой и доступной каждому.
Пробовать свои силы в резьбе нужно, конечно, на мягкой древесине лиственных пород.
Различные элементы трехгранно-выемчатой резьбы
Различные элементы трехгранно-выемчатой резьбы.
Инструмент вам понадобится всего один — нож-косяк. Хороший косяк может получиться из ножовочного полотна. Ручку для него изготовьте из двух тонких дощечек бука, дуба или березы. В одной из пластинок выдолбите специальное гнездо и вставьте в него конец ножовочного полотна так, чтобы плоскость полотна была заподлицо с плоскостью дощечки. Обе дощечки смажьте столярным клеем и, соединив, высушите под прессом. Затем из склеенных дощечек выстрогайте удобную рукоять косяка. Лезвие косяка заточите под углом 60 градусов к продольной оси.
Еще быстрее косяк можно сделать из стамески или из ножа хорошей стали.
Плохо заточенный косяк мнет, а не режет древесину. Резьба от этого имеет неряшливый, малопривлекательный вид. Даже отлично составленная композиция узора может быть загублена плохим исполнением. Поэтому работать нужно только хорошо заточенным косяком. Сперва косяк затачивают на наждачном круге, затем правят на бруске-микрокорунде.
Такой брусок можно купить в хозяйственном магазине или в отделе мужской галантереи — он предназначен для правки бритв. Некоторые резчики правят свои инструменты на липовом бруске, на который наносят слой полировочной пасты.
Эскиз выполняется в натуральную величину на листе плотной бумаги. Для его выполнения потребуются циркуль, карандаш и линейка.
Элементы, составляющие композицию трехгранно-выемчатой резьбы, — треугольники, прямоугольники, трапеции, квадраты и ромбы. Имея в своем арсенале этот скупой набор геометрических элементов, народные мастера умели составлять композиции, которые удивляют разнообразием рисунка. Интересно и то, что сложнейшие композиции резьбы не нарушают форму предмета, а органически вписываются в него.
Для первого раза попробуйте составить эскиз рисунка для небольшой разделочной доски. В хозяйственных магазинах продаются разделочные доски разной величины — их, как правило, делают из липы, березы и осины. Вычертите на листе бумаги контуры доски в натуральную величину, карандашом проведите среднюю линию и найдите центр. При центральной композиции построение рисунка начинают с середины и идут от общего к частному. Вначале прочерчивают контуры крупных фигур, а затем разбивают каждую такую фигуру на отдельные элементы. Готовый рисунок переводят с эскиза на доску через копировальную бумагу.
Изготовление ножа-косяка и последовательность работы им
Изготовление ножа-косяка и последовательность работы им: А — разметка, Б — накалывание, В — подрезка.
Техника вырезания всех элементов трехгранно-выемчатой резьбы одинакова. Поэтому достаточно рассмотреть ее на примере одного элемента, хотя бы треугольника. В работе чередуются два основных этапа — накалывание и подрезка. На середину треугольника нанесите точку. Затем поставьте носик косяка в эту точку, располагая рукоятку строго вертикально. Пятка косяка должна быть направлена к одной из вершин треугольника.
С усилием нажмите на рукоятку так, чтобы носик на два-три миллиметра вошел в древесину, а пятка едва коснулась вершины треугольника. От средней точки сделайте накалывание и к двум остальным вершинам треугольника, при этом поворачивайте доску, а не нож. После накалывания приступайте к подрезке.
В зависимости от глубины резьбы держите косяк под углом 45—30 градусов к поверхности доски, поставьте его в вершину треугольника и медленно ведите острие вдоль стороны треугольника, постепенно углубляя носик к середине на 2—3 мм. От середины, по мере приближения к другой вершине, постепенно выводите носик косяка на поверхность доски.
При правильной и точной подрезке от доски легко отделяется маленькая трехгранная пирамидка. Повернув доску на 120 градусов, сделайте следующую подрезку и извлеките вторую пирамидку. А при очередной подрезке — третью, последнюю. Так выбираются все элементы трехгранно-выемчатой резьбы.Если вы, начав работу, увидите, что не все получается так, как хотелось бы, потренируйтесь на отдельной дощечке, затем снова вернитесь к разделочной доске.
Впоследствии, когда будет достигнута высокая точность исполнения, перейдите к орнаментированию более сложных изделий — например шкатулки, ступки, солонки, подсвечника.
Трехгранно выемчатая резьба довольно эффектно выглядит на белой, ничем не покрытой древесине. Но в некоторых случаях резьбу можно тонировать и подкрашивать. Поэтому мы приводим несколько способов, позволяющих усилить декоративность резной древесины.
Чтобы придать изделию цвет старого дерева, надо в уксус бросить куски стальной проволоки или гвозди.
Тонировать древесину можно отварами коры дуба, ивы и ольхи. Отвар приготавливают так: в измельченную кору добавляют немного питьевой соды, доливают воду и кипятят на слабом огне около десяти минут. Древесина, покрытая таким отваром, приобретает приятный коричневый оттенок.
Красивые серые и черные цвета можно получить, если в отвар добавить немного железного купороса.
Многие резчики для тонирования своих работ применяют акварельные краски, которые дают возможность получить любые оттенки.
Высохшую после тонирования поверхность резной доски слегка отшлифуйте наждачной бумагой. При этом выступающие элементы светлеют, и резьба выглядит более контрастной и рельефной.
По этой теме читайте на сайте :
Резьба по дереву — шедевры рук человеческих.
13 мая 2016 Юлия
Приветствую всех посетителей Творчества в подарок!
Сегодня я продолжаю идею тематических дней на сайте и посвящаю эту статью фантастическим шедеврам из дерева.
Резьба по дереву древнейшее искусство не только русского народа, но и других стран мира.
Разглядывая работы мастеров не перестаешь удивляться как простой кусок дерева оживает в невероятные образы.
В своей статье я предлагаю подборку прекрасных работ современных художников. Их работы не могут не вдохновлять. Вглядываясь в них видно, что мастер вложил в каждую деталь свою душу. Такие творения всегда оставляют теплый след в сердце созерцателя.
Надеюсь, просмотрев эту статью до конца, вы получите хорошую порцию положительных эмоций и творческого вдохновения. Желаю приятного просмотра!
Удивительные работы с русской душой создает Кронид Александрович Гоголев.
Резьба по дереву Андрея Сагалова.
А это работы Байкова Михаила.
Потрясающие скульптуры создает Роман Грюк.
Mike Stinnett делает удивительные трости из дерева с изображением змей.
Динамичные скульптуры Martin Eichinger.
Необъятные крылья Jason Tennant из США.
Keiji Kidokoro создает удивительные скульптуры животных.
Собаки Swiss Walnut.
Потрясающе натуралистичные работы Николая Пирязева.
Современный итальянский скульптор Willy Verginer из своих скульптур создает многогранные композиции, в которых загадочно сочетаются цвет и фактура дерева.
В мастерской Богдана Грицак творятся настоящие чудеса! Посмотрите на его работы из дерева.
А вот какие работы создают женские руки Lоna Hymas-Smith.
Скульптуры от A.Willburger.
Слон Сергея Бычкова.
Потрясающие работы еще одного итальянского скульптора Giuseppe Rumerio.
Резные ложки из дерева от Giles Newman.
Неподражаемые работы Александра Пантешина. В его работах очень хорошо чувствуется русская душа.
Мастер Nino Orlandi представил миру свои работы в виде книг. Смотря на эти творения даже не верится что материалом для их создания послужило дерево.
Продолжать перечислять гениев резьбы по дереву можно бесконечно. Деревянные шедевры всегда будут восхищать миллионы людей по всему миру. Этот вид искусства открывает невероятные возможности человеческих рук. Глядя на все это великолепие понимаешь что тандем творческого потенциала с гениальной мыслью человека не остановится ни перед чем.
Благодарю что дочитали статью до конца. Понравилась ли вам подборка материала? А какие виды творчества вдохновляют вас? Очень интересно узнать ваше мнение. Оставляйте свои комментарии и пожелания в конце статьи. Буду вам очень благодарна.
На этом сегодня у меня все. Желаю всем творческих успехов и всего самого доброго!
ХОТИТЕ ПОЛУЧАТЬ ОБНОВЛЕНИЯ БЛОГА И УЗНАВАТЬ ОБО ВСЕХ СОБЫТИЯХ ПЕРВЫМИ ?
ПОДПИШИТЕСЬ НА НОВОСТИ ТВОРЧЕСТВА!
Выбор и подготовка древесины для резьбы
Волк съел её и бабушку в целях чисто… дальше…
В этой статье хочу рассказать о способе заготовки дерева, который подходит как для резчиков–скульпторов, так и для деревянщиков других профессий.
В нашем Клубе немало тех, кто начинает свой путь в резном творчестве, и перед ними закономерно встаёт вопрос подготовки и выбора материала. Особенно проблематичным является подготовка древесины твёрдолиственных и фруктовых пород деревьев с наименьшими потерями объёма материала, количеством трещин и одновременным сокращением продолжительности сушки заготовок, не прибегая к использованию специального оборудования и малодоступной техники. Рецепт, передающийся из поколения в поколение, сравнительно доступен каждому, предназначен для всех лиственных пород дерева, его можно реализовать без особых затрат и приспособлений.
1. Заготовка материала
Спиливание дерева производят как правило в период наименьшего сокосодержания в стволе — с конца ноября и до середины февраля. Для удобства ветви и сучья обрезают в первую очередь, затем валят основной ствол. После этого снимают кору (удобно это делать штыковой лопатой, нужно предварительно обрезать конец лезвия и, заточив фаску, орудовать, как прямой стамеской – такой способ эффективнее традиционной обработки стругом) и распиливают на чурки — кругляки требуемых размеров в зависимости от авторских задумок. На этой стадии заготовки требуется как-нибудь пометить, например, на краю торца комлевой стороны ствола можно сделать зарубку. Этот факт стоит зафиксировать в блокноте для памяти, чтоб не путаться в дальнейшем.
2. Вываривание заготовок
Смысл следующего этапа заключается в том, что методом вываривания в кипящей воде ускоряется процесс удаления из дерева внутриклеточного сока. Для этой цели потребуется ёмкость, может подойти обычная бельевая выварка (знакомый деревянщик изготовил для вываривания досок пенал из нержавеющей стали длиной 2,5 метра и вмонтировал в него электротены). В нашем случае источником нагрева может служить бытовая плита, русская печь, костер. Если у автора сформирована идея – образ будущего произведения,- то целесообразно сделать на заготовке черновую обрубовку и ещё можно просверлить сквозное отверстие по центру от торца к торцу с последующей заделкой круглыми пробками. Этот приём ускорит интенсивность удаления сока, уменьшит либо исключит возникновение трещин.
Если заготовки получились длиннее по размеру самой ёмкости, то, расположив их вертикально, можно переворачивать вверх–вниз в процессе вываривания. После того как разместили материал в ёмкости, наливаем воду, доводим до кипения и варим от 3 ч до 4 ч. Для эффективности процесса можно добавлять в воду поваренную соль (4–5 столовых ложек на 1 литр воды), но если работу предстоит выполнять в резной технике, то тогда лучше исключить соль, так как она кристаллизуется и резцы очень быстро тупятся. Но если обработка дерева будет производится методом фрезерования и абразивами, то в этом случае вываривание с солью целесообразно.
Жидкость, остающаяся в ёмкости после варки, например от грушевого дерева, можно использовать, как морилку. Есть ещё старый способ удаления внутриклеточной жидкости. Брёвна укладываются в водоём с проточной водой таким образом, чтобы комлевая часть стволов была развёрнута навстречу течению. Причина такого расположения заключается в строении и свойствах капиллярно–сосудистой системы деревьев.
3. Предварительное удаление жидкости
Следующий этап – предварительное удаление жидкости из древесины. Нам потребуется неотапливаемое, неосвещённое помещение, если имеется окно, то его следует как следует закрыть – задрапировать для предотвращения попаданий возможного луча света на поверхность дерева не создавая условия для возникновения трещин. Обязательно в помещении наличие бетонного пола, лучше всего подходит подвал. Как известно, бетон обладает свойством втягивания в себя влаги. Теперь берём наши деревяшки, находим зарубки–метки и устанавливаем каждую заготовку на бетон комлевой стороной вверх, а вершиной вниз. Этот приём обусловлен созданием более интенсивного удаления влаги из наших заготовок. Как известно, влага восходящим поступательным движением проходит по сосудам-капиллярам, расположенным в структуре древесного ствола, от корней к вершине. Перевернутые “вверх ногами” сосуды–микрокамеры продолжают выполнять свою функцию без усилий в более комфортном режиме, отдают жидкость ненасытному бетону. Коэффициент полезного действия тем самым повышается, а мы получаем ускорение процесса и исключаем возникновение трещин в заготовках. Длительность этой процедуры занимает 2–3 недели (в зависимости от размеров материла).
4. Проветривание–завяливание
На дереве потребуется защитить торцы. Это можно сделать закрашиванием поверхности торцов масляной краской, заклеить бумагой. Я предпочитаю покрывать разогретым гудроном (так основательнее). Выбираем место на открытом воздухе, правильнее с северной стороны какого–нибудь строения и под навесом (от дождя, снега и солнца). Деревяшки укладываем друг на друга “колодцем”.
Лучше сохнут полешки, родные друг другу, от одного дерева, уложенные в одну стопку. Этот процесс проходит не менее одного месяца. Чем дольше естественный способ завяливания, тем больше гарантий избежать трещин в дальнейшем. После этого можно продолжать сушку в помещении с комнатным (жилым) режимом отопления, изредка проветривая.
Последовательное выполнение всех подготовительных стадий и неукоснительное соблюдение условий этого цикла гарантирует сокращённое по времени и качественное высушивание твёрдолиственных и фруктовых пород деревьев.
5. Если нет под рукой влагомера
На расстоянии 2,5–3 см от конца доски отпиливают брусок поперёк волокон, который обрезают с боков до 15 см. Брусок тщательно взвешивают, а затем сушат в печи или духовке при температуре приблизительно 100 градусов в течение 4–5 ч или на радиаторе центрального отопления в течение 48 ч.
Высушенный брусок снова взвешивают. Полученную разницу делят на массу древесины в сухом состоянии и умножают на 100, в результате получается процентное содержание влаги.
Например, имел массу 200 г, после сушки – 150 г, разница – 50 г. Поделив 50 на 150 и умножив результат на 100, получаем: (50/150)x100=33% влажности.
Чтобы изделие не коробилось, влажность древесины должна соответствовать влажности окружающей атмосферы. Поэтому для внутренних поделок, в частности мебели, рекомендуется брать древесину с влажностью 6-12%, а для внешних работ — даже до 25%.
Автор статьи Олег Свечкарев.
Монах Шаолиня. Резчик Сергей Дьяченко. Выбор и подготовка древесины для резьбы
Выбор породы дерева для резьбы диктуется назначением, видом и формой изделия. Для резьбы применяют главным образом древесину с однородным и равномерным, без отклонений, строением, с невыразительным рисунком древесных волокон – текстурой.
Так, для тонких резных работ используют лиственные породы: липу, осину, иву, рябину, березу, грушу, клен, грецкий орех, каштан, дуб и др., хвойные здесь не годятся.
Для некоторых мягких лиственных пород требуется постоянно остро отточенный инструмент и, естественно, особая аккуратность в работе.
Широкослойность говорит о рыхлости, непрочности дерева.
Параллельность годичных колец – признак того, что дерево имеет относительно прямолинейную внутреннюю структуру. Для резных работ это отличный материал.
Одиночные деревья, как правило, дают косослойную древесину вследствие скручивания при росте древесных волокон под действием ветра. У таких деревьев, кроме того, наблюдается и смещение ядровой части ближе к заболони в одном месте (с северной стороны). Здесь клетчатка имеет плотное строение. Во время сушки такое дерево трескается и сильно коробится. Поэтому валить одиночные породы не рекомендуется.
Немаловажен и возраст дерева. Молодая древесина мягкая и рыхлая, к тому же легко подвергается механическим повреждениям, а старая нестойка к гнили, поэтому для резных работ выбирают древесину среднего (зрелого) периода. Так, у дуба это период от 80 до 150 лет, у березы – от 60 до 70, у сосны – от 80 до 90, у ясеня – от 60 до 70 лет. Возраст дерева определяют по количеству годичных колец на поперечном срезе сваленного дерева или по толщине ствола.
Пума. Резчик Сергей Дьяченко.В практической работе необходимо учитывать влажность древесины. Для обозначения различной степени влажности древесины приняты следующие термины:
● мокрая – длительно находящаяся в воде;
● свежесрубленная с влажностью: хвойные породы – выше 82 %, мягколиственные – 60–93 %, твердолиственные – 36–78 %;
● воздушно сухая – долго хранившаяся на открытом воздухе, влажность 15–20 %;
● комнатно сухая – влажность 8–12 %;
● абсолютно сухая – влажность около 0 %. Абсолютно сухая древесина используется для многих видов художественных работ: орнаментальной резьбы, столярных и бондарных работ, богородской резьбы и должна быть предварительно высушена до влажности 10–16 %.
Если обработанные изделия будут эксплуатироваться на улице (наличники окон и т.п.), то их влажность должна быть равной 15 %. Сушить древесину для таких изделий нужно под навесом в течение 3–6 месяцев. Если изделия предназначены для использования внутри дома, то древесину необходимо досушить в комнате.
Непригодна для резных работ свежесрубленная древесина. Высыхая, она сжимается в объеме и коробится. Пересушенное дерево даже в условиях нормальной влажности неизбежно впитает влагу из воздуха и разбухнет, что приведет к растрескиванию.
Недосушивание и пересушивание сказывается сильнее на твердых и плотных породах и слабее – на мягких и рыхлых.
В народных художественных промыслах наиболее широко распространены два способа сушки древесины: атмосферный и камерный. При атмосферной сушке материалы сохнут в сарае или на открытом воздухе под навесом, при камерной – в сушильных камерах различного объема.
Перед тем как взяться за нож нужно, в первую очередь, научиться слушать и чувствовать дерево. Опытный мастер уже по внешним признакам ствола определяет степень пригодности материала. Отсутствие мелких лучевых трещин на торце (срезе) говорит о хорошем качестве древесины, а большие трещины свидетельствуют о наличии пустых мест – полостей, которые дадут брак при распилке ствола. У сосны такие полости заполнены живицей. Если есть трещины по годичным слоям, значит, древесина непригодна для резьбы. Потому не стоит спешить с отбором материала для будущего изделия. Сперва необходимо внимательно присмотреться и простучать. При помощи этого приема можно найти все слабые места древесины, степень готовности к выделке и обработке. Так, к примеру, можно определить, где сидит в ней сучок, где рыхлое нутро, где завелась червоточина, где сухая, а где слишком сырая или молодая древесина.
Не рекомендуется для резных заготовок соединять разные породы, из-за неоднородной степени усыхания. Так, твердая, ядровая древесина усыхает значительно меньше, чем заболонь, поэтому заболонные участки древесины коробятся сильнее, а вот у центровой доски коробление будет едва заметным. Исходя из этого, мастер должен сам заготавливать древесину. Для чего необходимо знать, в какое время года делать заготовки той или иной породы, срок выдержки, условия хранения и т.д.
Икона. Резчик Сергей Дьяченко.И все же, какое дерево лучше взять?
Из мягких лиственных пород наиболее предпочтительной является липа. К тому же она – лучший материал для начинающего резчика по дереву. Липа обладает мягкой, однородного строения, достаточно вязкой древесиной, которая одинаково легко режется вдоль и поперек волокон, мало подвержена короблению и растрескиванию. Недостатком является низкая твердость, что ограничивает область применения. Из древесины липы делают, как правило, небольшие предметы: резные игрушки, посуду, шкатулки, полки, настенные украшения.
Исконно русским резным материалом считается береза с ее белой, твердой и упругой древесиной. Она однородна по плотности и хорошо режется, хотя и труднее, чем липа. Рельеф резной поверхности получается чистым и четким. Береза хорошо окрашивается и отделывается, но подвержена сильному короблению. Поэтому ее нельзя применять для изготовления деталей больших размеров. Из древесины березы лучше делать небольшие детали мебели, резные и точеные накладные декоративные элементы.
Нередко используется древесина красной и черной ольхи. Это тоже однородный, вязкий материал, легко поддающийся обработке. Она хорошо режется, окрашивается, мало коробится.
Мало кто знает, что для резного дела подходит осина, серебристая, светящаяся древесина которой обладает всеми качествами, необходимыми для резных работ. Она однородна по строению и, хотя несколько более хрупка в сравнении с липой, может с успехом быть применена в любом виде резьбы.
Тополь по своим свойствам близок к липе, но при резьбе он может легко скалываться. Поэтому на древесине этих пород лучше всего выполнять крупнорельефную резьбу.
Из твердых лиственных пород используют дуб, орех, бук, грушу, клен.
Дуб считается классическим материалом для резьбы. Он обладает однородной плотностью на темных и светлых участках годичных слоев несмотря на крупноструктурное полосатое строение, а также вязкостью и необычной прочностью. Но древесина дуба твердая и ломкая, из-за чего нелегко поддается резьбе. Эту породу лучше применять для изготовления крупных декоративных элементов, а также накладных деталей. Дуб хорошо обтачивается, окрашивается и полируется. Позволяет выполнить как монументальные, так и небольшие камерные композиции.
Орех хорошо режется во всех направлениях, не дает сколов, поэтому его можно применять для выполнения самой тонкой резьбы. Древесину ореха используют для изготовления мебели, высокохудожественных резных изделий малых форм.
Бук по твердости близок к дубу, но скалывается еще больше. Он хорошо окрашивается и отделывается.
Груша легко и чисто режется во всех направлениях, мало коробится и хорошо окрашивается и отделывается, но имеет высокую твердость. Из ее древесины делают небольшие сувениры с рельефной резьбой, накладные декоративные детали для мебели.
Однородную, но твердую древесину имеет клен. Он режется чисто и без сколов, но тяжело; хорошо окрашивается и отделывается. Его древесину применяют в мозаичных и токарных работах.
Рыцарь. Резчик Сергей Дьяченко.Однако не следует ограничиваться только лиственными породами. После того, как будет освоена техника резьбы, будут изучены приемы работы, можно браться и за хвойные породы с их ярко выраженной полосатой текстурой – ель, сосна, пихта и более прочная лиственница.
При выборе хвойных пород необходимо учитывать плотность годичных колец. Чем они гуще, тем плотнее и однороднее древесина. Для контурной и геометрической резьбы подойдут любые из перечисленных пород. Только нужно иметь в виду, что рисунок слоев древесины оказывает серьезное влияние на вид, форму и величину элементов задуманной композиции. Например, при работе с сосной и лиственницей узоры должны быть крупными и достаточно глубокими. Это диктуется:
● во-первых, на срезах текстура выделяется очень сочно, яркими, четкими линиями, вмешиваясь и искажая глубину узоров, поэтому мелкие элементы теряются в рисунке древесины и резьба на ее фоне плохо просматривается;
● во-вторых, древесина хвойных пород очень хрупка и неравномерна по плотности. Она легко скалывается по слою, особенно если элементы узора мелкие, отчего работа приобретает неопрятный, щербатый вид. В крупных элементах эти недостатки незаметны.
Что касается таких пород, как липа, осина, береза, то они могут быть покрыты тончайшим узором, который не забивается природным рисунком волокон. А так как древесина у этих пород равномерно гладкая и достаточно вязкая, то даже мелкие элементы не скалываются.
Из хвойных пород для резных работ можно с успехом использовать древесину сосны и ели. Из сосны вырезают украшения для наличников окон и дверей, карнизов, простенков домов и т.п. Это, как правило, крупнорельефная резьба. Благодаря смолистости сосны резные украшения из нее долговечны.
Ель мягче сосны и режется легче, но у нее имеется много твердых сучков, она менее смолиста, чем сосна, поэтому для резных работ применяется реже.
При выборе древесины для резьбы необходимо избегать таких пороков, как свилеватость, наклон волокон, прорость, сучки, трещины, гнили, червоточины.
Доски, предназначенные для резьбы, раскраивают на заготовки на круглопильных станках и обрабатывают в размер на фуговальных и рейсмусовых. Большое значение имеет срез доски – радиальный или тангенциальный. По радиальному срезу резать легче, доска меньше коробится, но резьба получается не такой выразительной, как на тангенциальном. Для крупных резных деталей лучше применять доски радиального распила, а для небольших – тангенциального.
Если резные детали имеют большую ширину, то заготовку получают путем склеивания отдельных брусков или дощечек. Для склеивания можно применять поливинилацетатный клей. Бруски надо подбирать так, чтобы срез и направление годичных слоев были одинаковыми, иначе выполнять резьбу будет трудно, а внешний вид изделия может значительно ухудшиться, особенно при окрашивании водными красителями. Склеенную заготовку выравнивают по пластям на рейсмусовом или фуговальном станке.
Резьбу на крупных деталях лучше выполнять до их сборки в изделие. В таком случае детали должны быть тщательно обработаны и подогнаны.
Материал взят из книги «Резьба по дереву», Банников Е.А.
Резьба на деревянных домах: 100 фото красивых решений
Содержание:
- Резьба по дереву и ее разновидности
- Элементы резных украшений
- Создаем наличники своими руками
Для строительства частного дома можно использовать различные стройматериалы: бетон и камень, кирпич и дерево, газоблоки и пеноблоки. Конечно, каждый материал обладает, как достоинствами, так и недостатками, которые нужно изучить заранее, что позволит сделать оптимальный выбор. В то же время большинство будущих домовладельцев делает выбор в пользу дерева, ориентируясь не только на эксплуатационные характеристики материала, но и его экологичность.
Кроме того, деревянный дом имеет привлекательный внешний вид, а поверхность позволяет проводить смелые эксперименты по декору фасада. В последнее время становится популярной резьба по дереву, способная сделать жилье настоящей достопримечательностью участка. Этот красивый и необычный декор вызовет зависть у соседей, приятно удивит гостей и порадует домовладельца. Стоит отметить, что для резьбы по дереву не обязательно привлекать специалистов, ведь это под силу народному умельцу, владеющему определенными навыками.
Сравнивать деревянные строения с постройками, отделка которых проводится металлом или пластиком нет никакого смысла, ведь резная роспись обладает особой магией, создает уникальный фасад. В древние времена наши предки верили, что резьба по дереву служит не только украшением, но и защищает домовладельца от негативной энергии и явлений. В современном оформлении фасадов же важно, чтобы резной декор был гармоничным и сдержанным, стильным и привлекательным внешне. Также нужно, чтобы резьба не нарушала архитектурный ансамбль постройки, а дополняла экстерьер дома.
Резьба по дереву и ее разновидности
Для создания привлекательного фасада загородного дома можно использовать резные изделия, созданные несколькими типами обработки. Разновидности резьбы по дереву, применяемые для украшения жилья:
- Глухая (корабельная) резьба. В этом случае узоры создаются на брусьях или бревне. Конечно, подобный вариант требует много времени и усилий, ведь украшать резьбой нужно не определенный участок бревна, а всю стену. В результате, справиться с такой задачей может только мастер, работа которого будет стоять весьма дорого, да и найти такого профессионала сейчас нелегко.
- Ажурная (сквозная) резьба, для реализации которой нужен лобзик и навыки работы с ним. Для отделки фасада деревянного дома используются деревянные элементы, которые проходят обработку в мастерской, после чего готовые элементы можно крепить на поверхность стен. Подобные узоры легкие и невесомые, не создают дополнительную нагрузку на фасад жилья.
- Резные узоры с растительными мотивами или геометрическими орнаментами.
- Рисунки в виде сюжетов, изображения животных и их фигурки.
Элементы резных украшений
Каждый владелец деревянного дома может кардинально изменить его внешний вид, используя декоративные элементы с ручной резьбой. Подобное решение позволяет не только сделать жилье более привлекательным, но и превратить постройку в сказочную русскую избу, о которой рассказывают детям перед сном. Домик, украшенный ажурным кружевом, понравится не только детям, но и взрослым, ведь подобное решение демонстрирует изысканный вкус и финансовое благополучие домовладельца.
На данный момент для строительства частных домов используют бревна и брусья, что позволяет возвести конструкцию всего за один сезон. Термообработанная древесина, современные антисептики и защитные средства, лакокрасочные покрытия и прочие материалы позволяют возвести прочный и надежный, долговечный и удобный в эксплуатации дом, обладающий прекрасными техническими характеристиками. Резьба позволит подчеркнуть правильный выбор домовладельца, а также украсит фасад. Декорировать стены дома можно используя для этого следующие элементы:
- Наличники.
- Карнизы.
- Портики.
- Столбики.
- Консоли.
- Балясины.
- Фризы.
- Подзоры.
- Декоративные балконы.
Если владелец деревянного дома боится ошибиться, то не обязательно использовать все эти элементы для украшения фасада, достаточно нескольких деталей, подчеркивающих волшебство и оригинальный дизайн жилья. Резные детали способны служить долгими годами, а при правильной обработке дерева они способны «прожить» не один десяток лет.
Не так давно узоры изготавливались только вручную, сейчас же современные технологии позволяют создавать уникальные ажурные рисунки. Используя специальную компьютерную программу не сложно подготовить проект, подобрав нужный рисунок, форму и размер резного элемента. Резные элементы «оживляют» экстерьер частного дома, дарят ему особый шарм. Резные наличники – элементы, применяемые для декоративной отделки дверей и оконного проема.
Конечно, резьба по дереву требует особых навыков и вряд ли у новичка получится сделать красивый и оригинальный рисунок. В то же время правильная подготовка и обработке древесины, знание технологий ее производства и минимальный опыт работы с деревом помогут создать необычные поделки для украшения фасада жилья своими руками. Какими бывают наличники, чем и как их сделать? Об этом далее.
Создаем наличники своими руками
Для того чтобы изготовить наличники нужно овладеть искусством резьбы по дереву, потратив на это немало времени и сил. Прежде, чем приступить к работе, нужно подготовить инструменты, которые могут пригодиться при создании наличников:
- Набор стамесок (круглая и полукруглая, угловая и плоская, клюкарзы и цезарики).
- Нож-косяк.
- Нож-резак.
- Шипорезный инструмент.
Каждый из инструментов должен использоваться во время работы, например, стамески позволяют снять слой дерева, создать пазы и отверстия. Также для этих целей применяют киянку. Шипорезный инструмент – многофункциональное приспособление, с помощью которого делают проушины и шипы, не нуждающиеся в дополнительной обработке и подгонке. Ключевыми элементами являются ножи, которые можно сделать своими руками. Нож-резак (деревянная ручка, на конце которой вставлена заточенная стальная пластина) обладает следующими достоинствами:
- Высокая функциональность.
- Простой дизайн.
- Небольшой вес.
- Простота конструкции.
Искусство морской жизни и резьба по тропическим рыбам и скульптуры морских обитателей из дерева.
Искусство морской флоры и фауны, резьба по тропическим рыбам и скульптуры морских обитателей из дерева. Вот несколько примеров моих работ. Все в каждом предмете вырезано и расписано вручную, включая саму рыб, ракушки, кораллы, камни, коряги и основу.Высота каждой скульптуры и размер рыбы указаны под изображением . (нажмите на каждое изображение, чтобы увеличить)
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
Рыба-ангел Королева — 10 «
Высота резьбы — 19″
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
Рыба-ангел-королева — 10 «
Высота резьбы — 20″
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
Рыба-бабочка енот — 7 дюймов
Высота резьбы — 18 дюймов
«1 место»
2003 — World Fish Carving Чемпионаты.
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
Рыба-ангел Королева — 10 «
Высота резьбы — 19″
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
Декоративная рыба-бабочка — 6,5 «
Высота резьбы — 21″
Эти скульптуры созданы для имитации кораллового рифа. Эта конфигурация раскрывает истинные цвета рифовых рыб, которые вдохновят каждого коллекционера, аквалангиста, аквалангиста и аквариумиста .r. искусства дикой природы .
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
Крылатка — 13,5 «
Высота резьбы — 17″
Доступна профессиональная рыбная таксидермия
Посетите наш другой веб-сайт ниже
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
Изысканная рыба-бабочка — 6.5 «
Высота резьбы — 16″
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
Крылатка — 13,5 «
Высота резьбы — 17″
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
Крылатка — 13,5 «
Высота резьбы — 17″
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
Рыба-бабочка енот — 7 дюймов
Высота резьбы — 14 дюймов
Лучшая цена на резную деревянную рыбу — Выгодные предложения на резную деревянную рыбу от мировых продавцов резной деревянной рыбы
Отличные новости !!! Вы попали в нужное место, чтобы вырезать деревянную рыбу.К настоящему времени вы уже знаете, что что бы вы ни искали, вы обязательно найдете это на AliExpress. У нас буквально тысячи отличных продуктов во всех товарных категориях. Ищете ли вы товары высокого класса или дешевые и недорогие оптовые закупки, мы гарантируем, что он есть на AliExpress.
Вы найдете официальные магазины торговых марок наряду с небольшими независимыми продавцами со скидками, каждый из которых предлагает быструю доставку и надежные, а также удобные и безопасные способы оплаты, независимо от того, сколько вы решите потратить.
AliExpress никогда не уступит по выбору, качеству и цене. Каждый день вы будете находить новые онлайн-предложения, скидки в магазинах и возможность сэкономить еще больше, собирая купоны. Но вам, возможно, придется действовать быстро, поскольку эта лучшая резная деревянная рыба вскоре станет одним из самых популярных бестселлеров. Подумайте, как вам будут завидовать друзья, когда вы скажете им, что купили на AliExpress свою вырезанную из дерева рыбку.Благодаря самым низким ценам в Интернете, дешевым тарифам на доставку и возможности получения на месте вы можете еще больше сэкономить.
Если вы все еще не знаете, как вырезать деревянную рыбу и думаете о выборе аналогичного товара, AliExpress — отличное место для сравнения цен и продавцов. Мы поможем вам разобраться, стоит ли доплачивать за высококачественную версию или вы получаете столь же выгодную сделку, приобретая более дешевую вещь.А если вы просто хотите побаловать себя и потратиться на самую дорогую версию, AliExpress всегда позаботится о том, чтобы вы могли получить лучшую цену за свои деньги, даже сообщая вам, когда вам будет лучше дождаться начала рекламной акции. и ожидаемая экономия.AliExpress гордится тем, что у вас всегда есть осознанный выбор при покупке в одном из сотен магазинов и продавцов на нашей платформе. Реальные покупатели оценивают качество обслуживания, цену и качество каждого магазина и продавца.Кроме того, вы можете узнать рейтинги магазина или отдельных продавцов, а также сравнить цены, доставку и скидки на один и тот же продукт, прочитав комментарии и отзывы, оставленные пользователями. Каждая покупка имеет звездный рейтинг и часто имеет комментарии, оставленные предыдущими клиентами, описывающими их опыт транзакций, поэтому вы можете покупать с уверенностью каждый раз. Короче говоря, вам не нужно верить нам на слово — просто слушайте миллионы наших довольных клиентов.
А если вы новичок на AliExpress, мы откроем вам секрет.Непосредственно перед тем, как вы нажмете «купить сейчас» в процессе транзакции, найдите время, чтобы проверить купоны — и вы сэкономите еще больше. Вы можете найти купоны магазина, купоны AliExpress или собирать купоны каждый день, играя в игры в приложении AliExpress. Вместе с бесплатной доставкой, которую предлагают большинство продавцов на нашем сайте, вы сможете приобрести carve wood fish по самой выгодной цене.
У нас всегда есть новейшие технологии, новейшие тенденции и самые обсуждаемые лейблы.На AliExpress отличное качество, цена и сервис всегда в стандартной комплектации. Начните лучший опыт покупок прямо здесь.
Деревянный бальза, корпуса из липы, блоки для изготовления приманок, втулки
Тела, блоки, блоки из липы
9 товаровЛипа, вероятно, самая популярная древесина, используемая для вырезания рыболовных приманок.Липа — это мелкозернистое дерево кремово-белого цвета, которое легко обрабатывается ручными инструментами. Липа легко режется как вдоль волокон, так и поперек волокон. Наша липа сушится в печи, поэтому она не дает усадки и хорошо принимает краску.
Корпуса, блоки, блоки из липы
Древесина бальзы, несмотря на то, что она очень мягкая, считается самой мягкой из коммерческих лиственных пород. Его низкая плотность и высокая прочность делают его хорошим выбором для изготовления воблеров.Наши корпуса воблеров из пробкового дерева доступны в популярных размерах и стилях.После придания формы каждое тело бальзы шлифуется и запаивается. В завершение нанесите слой покрытия Seal Coat, слегка потрите мелкой наждачной бумагой и нанесите краску.
Заказ №: 340200
* Возможна количественная скидка, покупайте больше и экономьте!
Создайте свой собственный высокопроизводительный воблер для бальзы без догадок.Корпус поставляется с установленным грузом на животе / крючком и прорезью для печатной платы. Отверстия для крепления лески и задней подвески крючка просверлены и готовы к приклеиванию. В комплект входят все детали, необходимые для комплектации приманки; корпус из бальзы, шнур, счет на печатной плате, крючок (и) и инструкции. Кузов профессионально запечатан и готов к покраске после небольшой шлифовки. Крючки и разрезные кольца в комплект не входят. Все приманки могут использовать разрезные кольца №1 или №2 для прикрепления крючков.
Заказ #: 340330
Липа, вероятно, самая популярная древесина, из которой вырезаны приманки.Липа — это мелкозернистое дерево кремово-белого цвета, которое легко обрабатывается ручными инструментами. Липа легко режется как вдоль волокон, так и поперек волокон. Наша липа сушится в печи, поэтому она не дает усадки и хорошо принимает краску. В ассортимент входят 2 блока липы каждого размера — 1 «X 1» X 4 «, 1» X 1 «X 6», 1,125 «X 1,125»
|
Китай производитель резьбы по дереву, резьба, поставщик гравировки
Содержание аудита: (для получения дополнительных сведений щелкните логотип)
- Основная информация
- Возможности внешней торговли
- Возможности исследования и разработки продуктов
- Система менеджмента и сертификация продукции
- Производственные мощности и контроль качества
- Финансовое положение
- Рабочая обстановка
- Фотографии
- Отраслевая информация
- Энергосбережение и сокращение выбросов
Резьба по дереву
Резьба по дереву — это форма обработки дерева с помощью режущего инструмента, который держится в руке (это может быть электроинструмент), в результате чего получается деревянная фигура или фигурка (это может быть абстрактным по своей природе) или в скульптурном орнаменте деревянного предмета.Фраза может также относиться к готовому продукту, от отдельных скульптур до лепных украшений ручной работы, составляющих часть узора.
История
Некоторые из лучших сохранившихся примеров ранней резьбы по дереву относятся к средневековью Италии и Франции, где типичными темами той эпохи была христианская иконография. В Англии сохранилось много полных примеров XVI и XVII веков, где дуб был предпочтительным материалом в данном случае.
С древнейших времен украшение из дерева было передовым искусством.Человеческая природа всегда стремилась украшать каждый предмет использования. Подобно тому, как современный ребенок инстинктивно вырезает узоры на коре своего выключателя, только что взятого из живой изгороди, человечество с самых ранних времен вырезает узоры на каждом деревянном изделии, пригодном для резьбы. Уроженец Северной Америки вырезает свой деревянный рыболовный крючок или стержень трубки так же, как полинезиец вырезает узоры на своем весле. Уроженец Гайаны украшает свою терку для маниоки хорошо продуманной схемой вырезанных свитков, в то время как уроженец залива Лоанго может заново представить себе свою ложку с фигурами, стоящими в полном рельефе с гамаком.
Фигурная резьба, по-видимому, была широко распространена. Резное изображение бога в материальной форме находит выражение бесчисленным количеством способов. Первому резчику и, если уж на то пошло, уроженцу наших дней, было трудно выразить взгляд, и иногда он уклонялся от этого, инкрустируя эту деталь цветным материалом.
Способы и стили резьбы по дереву
* Чип-резьба
* Рельефная резьба
* Скандинавская плоскость
* Карикатурная резьба
* Любовная ложка
* Трин
* Вырезка
Техники резьбы
Инструменты
Базовый набор инструментов
* разделочный нож: специальный нож, используемый для обрезки, резки и гладкости дерева.
* канавка: инструмент с изогнутой режущей кромкой, используемый в различных формах и размерах для вырезания полостей, скруглений и широких кривых.
* долото, большое и маленькое, прямая режущая кромка которого используется для линий и очистки плоских поверхностей.
* V-образный инструмент, используемый для отрезания и в некоторых классах плоской работы для выделения линий.
* прожилка: специализированная глубокая бороздка с U-образной режущей кромкой.
* заточное оборудование, такое как различные камни и полоса, необходимое для ухода за лезвиями.
Специальный винт для крепления изделия к верстаку и молоток входят в комплект резчиков, хотя часто используются другие инструменты, как специализированные, так и адаптированные, например, фрезерный станок для выравнивания поверхности, согнутые выемки и изгибы стамески для прорезания ямок на слишком большую глубину для обычного инструмента.
Терминология инструмента
* Gouge & mdash; Инструмент для резьбы с изогнутой режущей кромкой. Наиболее используемая категория резьбовых инструментов.
* развертка & mdash; Кривизна режущей кромки резьбы долота.Меньшее число (например, №3) указывает на неглубокую плоскую стреловидность, а большее число (например, №9) используется для глубоко изогнутой бороздки.
* Veiner & mdash; Глубокая бороздка с U-образной режущей кромкой. Обычно №11 развертка.
* Долото & mdash; Инструмент для резьбы с прямой режущей кромкой (обычно называемой стреловидностью №1) под прямым углом (или перпендикулярно) сторонам лезвия.
* Косое долото & mdash; Зубило с острием, расположенным «под углом» или под углом относительно сторон лезвия. Часто называется развёрткой №2.
* Инструмент V-Tool или отрезной инструмент & mdash; Инструмент для резьбы с V-образной режущей кромкой.Используется для контуров и декоративных разрезов.
* Длинный изгиб & mdash; Инструмент для долбления, зубила или V-образного сечения, лезвие которого изогнуто по всей длине. Удобен для глубокой работы.
* Короткая загиб или ложка & mdash; Долото, долото или V-образный инструмент с прямым лезвием с изгибом на конце, как у ложки. Используйте для работы в глубоких или труднодоступных местах.
* Рыбий хвост & mdash; Долото или долото с прямым узким стержнем, расширяющимся на конце и образующим инструмент в форме «рыбьего хвоста». Узкий стержень инструмента позволяет работать в труднодоступных местах.
* Сгибание назад & mdash; Ложка долбленая с обратным загнутым концом. Используется для подрезки и рифления.
* Инструменты для рук & mdash; Короткие (5 дюймов) короткие инструменты, которыми можно пользоваться одной рукой, а работу держать другой. Отлично подходит для обработки деталей и мелкой резьбы.
* Полноразмерные инструменты — инструменты от 10 до 11 дюймов, используемые двумя руками.
* Tang & mdash; Коническая часть лезвия, которая вбивается в рукоять.
* Поддерживающая опора — расширяющаяся часть лезвия рядом с хвостовиком, которая не позволяет лезвию проникать дальше в ручку.
* Обойма & mdash; Металлический воротник на рукоятке, предотвращающий раскалывание дерева при использовании инструмента с молотком. Некоторые инструменты имеют внешнюю видимую манжету, а другие — внутреннюю.
* Твердость по Роквеллу & mdash; Шкала, указывающая твердость стали. Диапазон Роквелла от 58 до 61 считается оптимальным для тонких режущих кромок по дереву.
Выбор дерева
Природа резного дерева ограничивает возможности резчика, поскольку древесина не одинаково прочна во всех направлениях: это анизотропный материал.Направление, в котором древесина является наиболее прочной, называется «зернистостью» (текстура может быть прямой, переплетенной, волнистой или обратной и т. Д.). Целесообразно расположить более тонкие части рисунка вдоль волокон, а не поперек их, а более тонкие стебли или кончики листьев не должны быть слишком сильно отделены от прилегающего окружения. Неспособность понять эти основные правила можно постоянно наблюдать в поврежденной работе, когда будет замечено, что, в то время как усики, кончики птичьих клювов и т. Д., Расположенные поперек волокон, были оторваны, аналогичные детали разработаны более гармонично рост древесины и не слишком глубокая подрезка остаются нетронутыми.Вероятно, две наиболее распространенные породы дерева, используемые для резьбы, — это липа (также известная как тилия или лайм) и тупело, обе — твердые породы, с которыми относительно легко работать. Дуб — прекрасное дерево для резьбы, благодаря своей прочности и прочности, но не слишком твердым. Каштан (очень похожий на дуб), американский орех, красное дерево и тик — тоже очень хорошие породы дерева; в то время как для тонкой работы обычно выбирают итальянский орех, клен явор, яблоко, грушу или сливу. Украшение, которое подлежит росписи и не слишком изящное, как правило, вырезано из сосны.
Резьба
Резчик по дереву начинает новую резьбу, выбирая кусок дерева примерно такого размера и формы, который он или она хочет создать. Тип дерева имеет значение. Древесине твердых пород сложнее придать форму, но они имеют больший блеск и долговечность. Более мягкую древесину легче вырезать, но она менее устойчива к повреждениям. После того, как скульптор выбрал древесину, он или она начинает общий процесс формовки, используя стамески разных размеров. Струбцина представляет собой изогнутое лезвие, с помощью которого можно плавно удалять большие части дерева.Для более твердой древесины скульптор может использовать долото и молоток, как резчик по камню. Небольшие скульптуры могут потребовать от резчика по дереву использования ножа, а для более крупных частей может потребоваться использование пилы. Независимо от того, какое дерево выбрано или какой инструмент используется, скульптор всегда должен резать по древесине, а не против текстуры.
Когда общая форма создана, резчик может использовать различные инструменты для создания деталей. Например, «прожилку» можно использовать для создания глубоких бороздок на поверхности или «v-образный инструмент» для создания тонких линий или декоративных надрезов.После добавления мелких деталей резчик по дереву сглаживает поверхность. Общее сглаживание можно выполнить с помощью таких инструментов, как «рашпиль», которые представляют собой инструменты с плоским лезвием и волнистыми краями. «Рифлеры» похожи на рашпили, но имеют круглую форму для работы в складках или трещинах. Более тонкая полировка выполняется наждачной бумагой. Сначала используется крупнозернистая бумага с более шероховатой поверхностью, а затем скульптор использует более мелкозернистую бумагу, которая может сделать поверхность скульптуры гладкой на ощупь.
После того, как резьба и полировка закончены, художник может покрасить дерево различными натуральными морилками, такими как орех или льняное масло.Он или она может также нанести последний слой лака, герметика на основе смолы, который защитит поверхность и придаст ей сияющий вид. Предметы из дерева часто покрывают слоем воска, который защищает отделку и усиливает блеск.
ee также
*
* История резьбы по дереву
* Резьба по бензопиле
* Вагаэ-нури Японская лакировка
* Дерево как материал
* Деревообработка
Ссылки
*
*
Внешние ссылки
* [ http: // www.provinz.bz.it/museenfuehrer/english/detail.asp?ORGA_ID=668 Museum de Gherdeina ], музей со старинной резьбой по дереву.
* [ http://www.arthawoodcarving.com Специалист по резьбе и обработке дерева ], для деревянной мебели и приспособлений.
* [ http://www.qistinawoodcarving.com Резьба по дереву для дома и сада ], резьба по дереву Heloconia
* [ http://www.mhcrafters.com Инструменты для резьбы по дереву и другие сопутствующие товары ]
* [ http: // www.mhc-online.com/main2/FLEXCUTCLUB.htm Информация о рельефной резьбе ]
* [ http://www.explore-stpauls.net/oct03/textMM/GrinlingGibbonsN.htm Гринлинг Гиббонс ], знаменитое дерево резчик для собора Святого Павла в Лондоне.
* [ http://www.sarrafgroup.com/handicraft-item.html изделия ручной работы с резьбой по дереву ], Специализация в индийских ремеслах и декоративно-прикладном искусстве
* [ http://blackfootcarvings.com/ Will Kats ], художник MT, специализирующийся на резьбе по дереву, подчеркивающей историю и дикую природу Западных Скалистых гор.
* [ http://www.liutaiomottola.com/Tools/SharpenGouge.htm Заточка, хонингование и полировка долоток и другие инструменты для резьбы ], автор: RM Mottola, на [ http: //www.