Тарелка роспись хохлома: Тарелка хохлома – купить на Ярмарке Мастеров

Содержание

Аппликация Хохлома Пошаговый мастер-класс для детей

Автор admin На чтение 2 мин. Просмотров 934 Опубликовано Обновлено

Для разновидности этой художественной росписи характерны сочные красные ягоды, листья и ветки, выполненные в золотых тонах на черном фоне. Именно эти особенности мы постараемся передать в нашей поделке — аппликация «Хохлома«, показанной в данном мастер-классе.

Для ее изготовления возьмем:

  • — черный картон;
  • — бумагу белого и желтого цвета;
  • — красную бумажную салфетку;
  • — ножницы с клеем;
  • — простой карандаш.

Начнем с создания основы. Это будет широкая ваза, выполненная из черного картона. Чтобы она получилась ровной, лучше сначала сделать шаблон из обычной бумаги. Для этого лист белой бумаги складываем пополам и рисуем контур вазы, после чего вырезаем. Такая заготовка у нас получилась.

Затем разворачиваем ее, прикладываем к изнаночной стороне картона, обводим карандашом и вырезаем. Основа для аппликации «Хохлома» готова.

Роспись на ней мы будем создавать с помощью элементов из бумаги и салфеток. Сначала украсим вазу полосками, вырезанными из красной и желтой бумаги. Приклеиваем их сверху и снизу нашей поделки.

По центру вазы пустим извилистую веточку, ее вырезаем из бумаги желтого цвета.

Теперь будем делать листочки. Для этого кусочек желтой бумаги складываем пополам и вырезам контур листочка.

Затем со стороны сгиба срезаем тонкую полоску и вырезаем такие же узкие прожилки.

Такой листочек у нас должен получиться.

Для одного элемента нам потребуется 3 таких листочка.

Приклеиваем их группой на нашу аппликацию, располагая рядом с центральной веточкой.

Добавляем еще группу их трех таких же листиков.

Далее будем делать ягодки. Но сначала подготовим для них тонкие веточки, которые вырежем из желтой бумаги.

А ягоды изготовим из красной бумажной салфетки, ее предварительно нарезаем на квадраты.

Затем каждый квадратик сворачиваем в шарик.

Начинаем приклеивать эти ягодки вдоль тонкой веточки.

Аналогично делаем еще такую же ветвь с красными ягодками. Такая аппликация «Хохлома» из бумаги и картона получилась.

Технологическая карта занятия по ИЗО в дополнительном образовании детей «Золотая хохлома. Знакомство с орнаментами хохломской росписи. Роспись хохломской посуды»

ЗАНЯТИЕ

по изобразительному искусству в дополнительном образовании детей

ТЕМА: «Золотая хохлома. Знакомство с орнаментами хохломской росписи. Роспись хохломской посуды»

ЦЕЛЬ: познакомить с происхождением и элементами хохломской росписи, научить раскрашивать посуду простыми элементами хохломской росписи.

ЗАДАЧИ:

образовательная: познакомить c русскими народными промыслами, происхождением и элементами хохломской росписи, формировать умение компоновать элементы рисунка на листе бумаги, совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком, выполнять узор в определённой последовательности.

воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству, изобразительному искусству;

развивающие: развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного, творческое отношение к работе, внимание, память, мышление, мелкую моторику рук, самостоятельность.

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация».

Социализация: воспитывать интерес к декоративно – прикладному искусству, фольклорным традициям России, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.

Материалы и оборудование

Бумага, образцы элементов хохломской росписи, хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды, таблицы с изображением элементов хохломской росписи, гуашь, кисти, трафареты хохломской посуды (вазы, горшочки, тарелки, ложки), банки с водой, бумажные и подкладные салфетки., ПК, ИД, презентация «Золотая хохлома», слайды с элементами хохломской росписи.

Форма

Формы организации занятия: индивидуальная работа.

Приемы и методы обучения

По источнику передачи и восприятия учебного материала: наглядный, словесный, практический; по особенностям поисковой деятельности обучающихся: метод использования образца.

Предварительная работа

Беседа по теме занятия.

Мотивация деятельности

Педагог: Здравствуйте, ребята!  Сегодня мы отправимся на ярмарку, где продаются сувениры, сделанные мастерами русских народных промыслов. Это посуда, игрушки, свистульки, обереги. Давайте вспомним, какие промыслы нам уже известны.

Ответы обучающихся

Педагог: Одним из ярких и красивейших народных промыслов была и есть сегодня хохломская роспись посуды. В лесной части Заволжья — Семеновском, Городецком, Ковернинском районах Нижегородской области — интенсивно развивалось мастерство изготовления различных деревянных изделий для всевозможных хозяйственных и бытовых нужд: посуды, бочек, грабель, коромысел, лопат, дуг, саней, топорищ. Эта продукция получила общее название

горянщина — от древнеславянского гора в значении «лес» через посредство прилагательного горяный или горяной (лесной). На основе горянщины очень рано начала развиваться так называемая хохлома- ремесло художественной росписи домашней утвари и посуды на основе модифицированной технологии производства икон. Ремесло оформилось примерно в том сложном виде, каким мы его знаем, с конца XVII века.

Хохломской рисунок характерен тем, что на черном, золотистом или красном фоне создавался лиственно-ягодный, так называемый травный, орнамент — изображения земляники, малины, ежевики, крыжовника, смородины, рябины и т.п. — выполненный сочетаниями красного и золотистого, красного и черного или же золотистого и черного цветов.

О происхождении хохломы возникла любопытная легенда. Она гласит, что в древности у какого- то московского царя был искусный художник-иконописец, что он мечтал о воле, поэтому убежал от царя в глухие Керженские леса (стоящие по реке Керженец — левому притоку Волги в Нижегородском крае) и здесь стал изготовлять изделия из липы, осины, березы и другой древесины. Когда царь об этом узнал, то приказал вернуть беглеца, но тот якобы не захотел возвращаться и, передав свое искусство другим мастерам, бесследно исчез.

Дело получило название по большому торговому нижегородскому селу Хохломе, которое стало обычным местом по продаже «хохломского товара». Название же самого села Хохлома связано с именем речки Хохломки. Село расположено по берегам именно этой реки. Постепенно стало известно и собирательное название ремесел по украшению предметов, уже не обязательно деревянных, хохломской росписью, которой занялись уже все, кому не лень — «Хохломские промыслы».

Открытие новых знаний

Хохлома — народный промысел, представляющий собой декорирование деревянной посуды и мебели с использованием трех характерных цветов — черного, красного и золотого.

Традиционным узором для росписи являются кисти рябины и земляника, и многочисленные родственные растительные орнаменты, также знаменитая жар-птица. Все они имеют специально принятые названия, например, «пряник» (характерный ромб или квадрат в середине изделия, в котором, в свою очередь, расцветает «огненный рыжик» — солнце, украшенный листьями и ягодами) или «Кудрина» (орнамент из цветов и листьев в виде завитков, выполняемый с помощью тонкого контура). Нередко орнамент рождался из удивительной красоты росписей, которыми изобилуют религиозные книги старообрядцев и, модифицировался в виде рисунков на посуде и мебели. При этом изображение наносится на дерево не золотой краской, как можно было бы подумать, а при помощи оловянного порошка, имеющего серебристый цвет. Золотисто-медовый оттенок — визитная карточка хохломской росписи, появляется на изделиях в результате обжига и обработки специальным составом. Деревянная, неокрашенная основа, так называемое «белье», грунтуют очищенной глиной и, после просушки покрывают несколькими слоями олифы. Затем следует операция «лужение» или равномерное втирание алюминиевого порошка по всей поверхности изделия, после чего оно приобретает характерный серебристо-зеркальный блеск. Приходит время непосредственно росписи. Ее мастера производят красками на масляной основе и рисунок наноситься либо «верховую» (сначала контур — потом фон) или наоборот. Расписанные вручную изделия имеют каждое свой неповторимый рисунок и очарование, но до покрытия лаком и прохождения печной обработки хохлома не похожа не саму себя. И только после четырехчасовой закалки на поверхности изделий появляется масляная пленка характерного тепло-медового оттенка — знаменитая «золотая хохлома»!

Городом «огненной росписи» считается город Семенов, где находятся крупнейшие фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись». Хохломой расписывают огромное количество самых разнообразных изделий — от привычных предметов обихода и посуды, до мебели, игрушек и икон. Среди нетрадиционных предметов, украшенных хохломской росписью, можно выделить фюзеляжи восьми бортов Британской авиакомпании «British Airways». Давайте рассмотрим некоторые

узоры хохломской росписи (демонстрация слайдов)

УЗОР ЛИСТОЧКИ

ТРАВНЫЙ ОРНАМЕНТ

ВЕДУЩИЙ СТЕБЕЛЬ — КРИУЛЬ

Педагог: Перед вами расписная деревянная посуда (показ презентации «Золотая хохлома). И чего здесь только нет:

Чашки, ложки и диковины — ковши.

Вы разглядите, не спешите.

Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!

Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.

Вся посуда не простая, а словно – золотая! С яркими узорчиками, ягодками и листочками! 

Какой цвет используют художники в хохломской росписи? 

Обучающиеся: Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный.

Педагог: Какой цвет используют мастера для фона?

Обучающиеся: Красный, жёлтый, чёрный.

Педагог: Назовите элементы узора в хохломской росписи.

Обучающиеся: Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки.

Педагог: А какие ягоды рисуют художники? 

Обучающиеся: Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику.

Педагог: Предлагаю и вам самим стать мастерами – умельцами и расписать посуду хохломской росписью, которую мы потом отнесем на ярмарку.

Продуктивная деятельность обучающихся

Педагог:

Перед вами трафареты посуды, которую нужно раскрасить. Посмотрите, здесь миски, ложки и вазы. У них золотой жёлтый фон. Вы сами выберите элементы хохломской росписи и нанесете ее на посуду (обучающиеся выбирают трафареты из предложенных педагогом и раскрашивают их, на интерактивной доске выведены элементы хохломской росписи).

Заключительный этап

Педагог: А теперь, ребята, давайте организуем выставку-ярмарку (работы выставляются на стенд).

Анализ

Устный анализ работ обучающихся, самооценка.

Подведение итогов

Педагог: Что нового узнали сегодня на занятии? Откуда к нам пришла хохломская роспись?

Какую посуду раскрашивали хохломские мастера? Какие элементы хохломской росписи использовали в своих рисунках. Почему? Что делали с посудой после того, как ее распишут? Какую из работ нашей ярмарки вы бы подарили друзьям?

Уборка рабочих мест

УЗОР ТРАВКА

))))»(((«(((

ОСОЧКИ

)))))))((((((

УСИКИ

ЗАВИТКИ

КУСТИКИ

УЗОР ЯГОДКИ

Хохлома: посуда со «славянской душой» (20 фото)

Русская культура прекрасна во всех отношениях. Художественное творчество всегда олицетворяло богатство души каждого славянина, а стилистика и оригинальные приемы некоторых направлений актуальны до сих пор. Для ценителей исконно русских мотивов и всех, кто ищет оригинальные идеи для домашнего рукоделия, хохломская роспись является и источником для вдохновения, и подручным пособием, как преобразовать совершенно любую вещь в настоящее произведение искусства.

Описание

Хохломой называют русский народный промысел, который зародился в средине XVII века в Нижнем Новгороде. Сегодня это образец богатого орнамента, который смотрится органично и стильно в самых разных интерпретациях.

Старинное предание гласит, что когда-то в лесах неподалеку от Нижнего Новгорода на берегу реки жил один человек. Никто не знал, кто он и откуда, но все знали, какие чудные росписи он мог делать так, что простая посуда или предметы быта казались сделанными из чистого золота.

Царь, узнав о таком умельце, послал гонцов, чтобы они отыскали мастера и привели его служить во дворец. Поиски длились долго, но человека этого так никто и не нашел. Однако у мастера были ученики, которые продолжали его работу. Так в каждом доме новгородцев было немерено сокровищ с витиеватыми рисунками, популярными и сегодня.

Какие предметы можно украшать росписью

Согласно старинным обычаям расписывают вещи домашнего обихода, посуду, некоторые элементы самого дома. Орнаментом украшают как праздничный декор, так и повседневный вариант. Чаще всего роспись встречается на таких атрибутах:

  • Ложки;
  • Матрешки;
  • Подносы;
  • Большие и маленькие тарелки;
  • Блюдца;
  • Шкатулки;
  • Сундуки всех размеров;
  • Небольшие бочонки;
  • Горшки;
  • Короба;
  • Прядильные принадлежности;
  • Ручки;
  • Рукоятки ножей и столовых приборов;
  • Вазы;
  • Доски для разделки;
  • Полки на кухне.

Исконно русские традиционные мотивы актуальны и сегодня.

На пике популярности можно встретить совершенно нетрадиционные вещи с росписью «хохлома». Фактически любая поверхность может стать основой для смелых дизайнерских экспериментов в этническом стиле: от домашнего текстиля и панелей домашней бытовой техники до аэрографии на автомобилях или рисунках боди-арт и тату.

Виды росписи

Сегодня посуда под хохлому – наиболее популярный вариант использования русских мотивов в интерьере. Интересные изделия можно купить в магазине или сделать своими руками. Существует два основных типа росписи в хохломском стиле:

  • Верховое;
  • Фоновое.

Верховая роспись делается пластичными мазками на поверхности, которую предварительно пролуживают. Мастер изначально наносит рисунок черной или алой краской на фон будущего изделия. Существует три формата орнамента.

«Травинки»

Изображают осоку, белоус, луговик, используя завитки и различные по интенсивности и характеру нанесения мазки. Общий фон дополняют мелкими ягодками, колосками и серебристыми переливами, которые обогащали фон.

«Под листву» или «под ягодку»

Мастера работают крупными жирными мазками, посредством которых изображают овальные листья и ягодки. Чаще всего рисуют ромашки, виноград, землянику, ягоды смородины и калины, колокольчики, клюкву и крыжовник.

«Пряник»

Это геометрическая фигура, состоящая из ромба или квадрата и центральным элементом в виде солнца. Этот тип росписи самый условный и простой.

Встречаются узоры, где применяется только один тип рисунка. Самые богатые и сложные орнаменты содержат в себе сразу все типы рисунка.

Фоновые мотивы

Фоновая хохлома – это сочетание черного или красного фона с золотым узором. Для письма такого рода характерны следующие художественные приемы:

  • «Под фон». Изначально мастер формирует рисунок (рыбы, анималистика, растения, геометрические композиции), а затем заполняет фон соответствующим цветом;
  • «Кудрина». Это оригинальная техника, позволяющая получить расписную вещь с обилием кудрявых узоров. С помощью завитков формируют любые мотивы и сложные композиции (от простых «травинок» до сложных изображений зверей или птиц).

Золотая хохлома смотрится наиболее эффектно, когда золотые орнаменты комбинируются только с черным и красным цветом. Фоновую роспись не дополняют другими тонами.

Общие понятия технологии

Изначально мастера делали грубые заготовки из дерева. В простонародье это занятие называли «бить баклуши». Излишек древесной породы снимали резцом, придавая заготовке нужную форму. Изделия грунтували вапой (глиной). После грунтования заготовки должны подсохнуть, как минимум 6 часов. Затем предметы покрывали льняным маслом. Обычно мастера не скупились и обрабатывали будущие предметы декора и быта несколькими шарами олифы.

Следующий этап – интенсивное лужение. Поверхность заготовки активно обрабатывались алюминиевым порошком. Теперь изделие готово к непосредственной росписи.

Для работы применялись именно масляные краски. Основные цвета: красный и черный. Чтобы орнамент был более динамичным, а сама композиция живее, иногда использовали дополнительные оттенки: коричневый, светло-зеленый, желтый, молочный.

Как только рисунок был готов, изделие покрывали толстым слоем лака. Затем на протяжении 4 часов происходила закалка в печи (температура достигала 160 градусов и выше).

Как сделать русскую роспись своими руками?

Расписанная собственноручно посуда будет источать особый шарм. Сделать эксклюзивное изделие сможет и новичок. Однако перед тем как приступать к декору подобранных изделий, лучше потренироваться на обычной бумаге или ватмане.

Для первых уроков лучше вооружиться простой кисточкой и любыми красками. На бумаге можно пробовать изображать традиционные флористические мотивы, плавно переходя к более сложной анималистике.

Первые попытки

Когда техника будет немного отточена, можно приступать к практической части. Для начала стоит подобрать простые изделия с ровной поверхностью. Наиболее удобными в работе считаются такие предметы:

  • Подносы;
  • Полки;
  • Стулья;
  • Ткани;
  • Панель ноутбука или телефона;
  • Кухонная разделочная доска.

Пожалуй, самый лучший вариант для старта – кухонная доска. Если первый опыт будет удачным, она станет эффектным дополнением к интерьеру на кухне. Также важно помнить, что деревянная посуда более удобная в работе. А вот для пластика, шелка и других специфических фактур следует подбирать не только специальные краски, но и предварительно обрабатывать саму поверхность, которая будет разрисовываться.

О материалах

От необработанного дерева излишне грубой фактуры и фанеры лучше отказаться. На полотне не должно быть никаких впадин, зазубрин и прочих дефектов, иначе получится неаккуратная хохлома, посуда для декора также должка быть изначально качественной и удобной для нанесения рисунка.

Проще всего приобрести в магазине готовый набор для изделий. Обычно он состоит из подготовленной основы и набора красящих веществ, а также набора кистей для рисования.

Выбор рисунка

Главное правило для новичков: начинать с простых рисунков, постепенно усложняя орнамент. Самые простые «травинки» и «листики» можно потом дополнить ягодками, гроздьями винограда, веточками ивы.
На следующем этапе, когда рука уже набита, можно попробовать изобразить при помощи завитков райскую птицу или петушка. Самый простой способ подобрать, что же изобразить на посуде, отыскать в интернете пару рисунков для примера. Красочные картинки вдохновят и позволят собственными глазами просмотреть интересные комбинации цветов и принцип работы с элементами.

Декорируя посуду или любые изделия, можно с пользой и удовольствием провести свободное время. Готовые изделия используют как декор в доме или преподносят в качестве оригинального подарка близким и знакомым.

Хохломские изделия в современном доме — Хохлома

Деревянная расписная посуда по сей день остается популярной. Это несмотря на то, что, казалось бы, таким предметам быта уже не место в современных домах. Ведь существует масса более практичных материалов, которые имеют гораздо более длительный срок эксплуатации. Хохломские изделия и сегодня остаются довольно стильным и ярким украшением интерьера. К тому же, такие изделия можно использовать по прямому назначению. Например, кухонная утварь с хохломскими узорами будет сочетать в себе не только красоту, но и экологичность.

Хохломская роспись может быть нанесена на разные предметы. Очень популярны кухонные наборы, а также отдельная кухонная утварь. Но не менее часто такой вариант узора используется для окрашивания мебели, предметов интерьера и декора.

Всю красоту и насыщенность хохломских узоров оценили даже в мире высокой моды. Подтверждением тому является использование некоторых элементов хохломской росписи для создания целых коллекций модной одежды. Благодаря созданию таких оригинальных и ярких образов в дальнейшем хохломской народный промысел нашел применение также в других областях. Например, нередко узоры наносят на автомобили или даже бытовую технику.

Благодаря применению технологии хохломской росписи обычную деревянную посуду удается превратить в произведение искусства. Чтобы придать помещению уютную атмосферу, необходимо добавить к нему немного изделий с хохломой. Они обладают духом хохломы и сразу же ассоциируются с древним народным промыслом. Поэтому интерьер становится интереснее и ярче. Можно использовать кухонную утварь по назначению, в таком случае уютная атмосфера воцарится за обеденным столом.    

Существует несколько вариантов росписи родом из Нижегородской области. Можно встретить хохломские и городецкие узоры. В чём различие двух этих техник?

Хохломская роспись

Такой народный промысел как хохломская роспись появился в селе Хохлома, которое раньше находилось в Нижегородской губернии. Сперва изготовление расписной деревянной посуды было налажено таким образом, что покупать эти изделия мог только Царский двор. Но уже позже посуда стала настолько популярна, что её покупали не только для Царского двора, но и в качестве сувениров и кухонной утвари для быта. В XIX веке наблюдается пик развития хохломского искусства. Рост популярности хохломы связывают с появлением в различных стр

Гордость русского народа — хохломская роспись: история, разновидности, техника нанесения золотистого орнамента


Хохломская роспись – это искусство, зародившееся в семнадцатом веке в небольших деревушках, расположенных на берегу Волги. Это декоративное оформление изделий из древесины. Отличительная черта промысла – использование золотистого фона, на поверхность которого наносят красные сочные ягоды, изумрудные листья или черный орнамент.

История промысла

Ремесло зародилось во второй половине семнадцатого столетия в поселениях Заволжья. Хохлома – это один из крупнейших центров сбыта, куда местные умельцы привозили свои творения на продажу. Именно он подарил название росписи.

Промысел имеет характерную особенность, благодаря которой его невозможно перепутать с другими направлениями искусства. В хохломе используется золочение поверхностей из дерева и обильное декорирование разнообразным орнаментом. Мастера для создания своих шедевров использовали свободную кистевую манеру. Это позволяло им работать сразу в двух направлениях: фоновая роспись и верховая композиция.

Где находится Хохлома? Населенный пункт раскинул свои просторы в Нижегородской области. На левом берегу Волги располагалось большое количество поселений, жители которых увлекались росписью по дереву. Обитатели Глибино, Шабаши, Хрящи привозили в Хохлому продукцию на продажу.

Многие связывают специфическое окрашивание «под золото» со старообрядцами из Заволжья. Они придерживались «старого вероисповедания» и обычно селились вдали от людской суеты, выбирая глухие лесные чащи.

Среди них было большое количество невероятно талантливых живописцев, которые с помощью тонкого кистевого изображения расписывали иконы и декорировали старинные книги. Обитатели Заволжья считались умелыми мастерами, они преуспели в токарном деле и резьбе по дереву. Соединение двух направлений и способствовало зарождению росписи под хохлому.

Промысел вобрал в себя вычурность иконописцев и безупречность линий от умельцев Заволжья, гармонично сочетал шикарную подачу и классические формы.

Существует несколько красивых легенд относительно зарождения росписи. Одна из них повествует об иконописце Андрее Лоскуте. Когда-то он был вынужден покинуть столицу из-за начавшихся реформ патриарха. Мастер укрылся в глухой чаще и продолжал создавать лики святых, используя традиционную методику.

Однако вскоре патриарху доложили о местонахождении беглеца и рассказали о том, что «наглец» обучает сельское население написанию икон в «старинном» стиле. Чтобы избежать кары и публичного унижения, Лоскута сжег себя в пламени костра. Напоследок бунтарь завещал ученикам сохранить его искусство и умение.

Если верить иной легенде, то в дремучем лесу обитал никому не известный мастер, создававший изделия из хохломы с богатым декором. Иногда он дарил свою продукцию обитателям деревушек, расположенных поблизости. Через некоторое время слава об удивительном умельце дошла до царя.

Тот незамедлительно отправил отряд в чащу и приказа привести «хохломиста» в его палаты. Но мастер отказался быть в подчинении у государя, поэтому опричникам так и не удалось отыскать его в дремучем лесу.

Цвета хохломской росписи

Классические творения промысла уникальны и вызывают неподдельное восхищение. Каким образом мастера, имевшие скудный запас красящих веществ, умудрялись создавать настоящие шедевры. С помощью минимальной палитры они наносили на поверхность волшебные орнаменты и причудливые композиции.

Обязательное использование золотистой основы придавало изделиям богатства и наполняла их удивительной фактурой. Позолоту применяли в качестве фона либо для оформления центральных элементов композиции. Также мастера чаще всего брали черный и красный оттенки. Добавить изображению глубины и многогранности помогало внедрение в рисунок белоснежного цвета или охры.

Крайне редко роспись хохлома наносилась на бирюзовый, изумрудный, оранжевый или красный фон. Главная задача мастера состояла в том, чтобы выразить свою идею с помощью гармонично сочетающихся оттенков, создавая технологичную и невероятно сложную игру мазков.
Вернуться к оглавлению 

Элементы и мотивы хохломской росписи

В промысле различают «верховое» и «фоновое» письмо. В первом варианте умелец создает орнамент на золотистом фоне, используя черные, красные и белые цвета.

На примере хохломской росписи ярко просматривается душа русского народа, уникальная подача, романтичное и слегка наивное восприятие жизни целой нации. Знаменитые «травинки», «колоски», тяга к натюрмортам, где живописцы применяли насыщенные оттенки и с помощью деликатных мазков создавали шедевры.

Так называемая травная роспись характеризуется мотивами «под осоку». Старинный вариант орнамента рисуют с использованием завитков, мазков, ягодок небольшого размера, колосков на серебряном фоне. Из нескольких травинок умельцы создавали образ петушка или курочки, который мирно сидит на веточке в густоте листвы.

«Ягодка» и «листочек» отличаются от предыдущей технологии использованием крупных и жирных мазков. Живописцы создают картину, дополняя ее громоздкими растительными формами. Наибольшей популярностью пользуются орнаменты с гроздьями винограда, ягодками земляники, малины, вишни. Художниками удивительным образом удавалось на россыпь тюльпанов или астр наложить рябину или смородину.

«Пряник» или «рыжик» — орнамент чаще всего используют для декорирования внутренней поверхности чашек и блюдец. Это геометрические формы, вписанные в квадрат или ромб. В центре обязательно изображают светило. По периферии узора наносят мелкие элементы.

Для создания верховой росписи используют тончайшие и деликатные мазки. Композиция словно наполнена легкостью и воздушностью, кажется будто она источает золотистое сияние. Это простой вариант нанесения красящего вещества, дающий возможность пофантазировать и поменять элементы композиции в процессе работы.

При фоновой росписи сначала создают полотно с контурным рисунком. Затем с помощью черного или красного оттенка маскируют окружающее пространство. Роспись фона – это долгий и трудоемкий процесс. Здесь нет места для фантазии и импровизации. Первоначальную идею мастера необходимо изложить с максимальной точностью.

Техника выполнения хохломской росписи

Подготовленную деревянную заготовку высушивают и с помощью вапы или жидкой глины проводят грунтовку. Изделие сохнет как минимум семь часов. Затем поверхность древесины тщательно обрабатывают олифой. Процедура повторяется от трех до четырех раз на протяжении дня.

Вторым этапом становится лужение. В дерево втирают порошок из алюминия. Процедуру выполняют вручную, используя кожаный тампон. После этого поверхность приобретает блеск и готова к нанесению орнамента.

Для росписи используют только тонкие кисти разного размера. Завершенное изображение подсушивают и покрывают лаком. Последняя стадия – закаливание изделия в печи при температуре плюс сто шестьдесят градусов. Именно на этом этапе на поверхности появляется шикарная плёнка из «золота».

Виды росписи

В восемнадцатом столетии искусство достигло пика популярности, спрос на хохломскую продукцию рос стремительными темпами, а мастерство живописцев совершенствовалось. В эти времена и установились два основных типа росписи – верховая и фоновая.

В первом случае это орнамент из черных и красных оттенков, выполненный на золотистом фоне. Сначала мастер тонкими штрихами прорисовывает ажурный узор, используя один из принципов:

  • «Пряник». Стилизованное изображение небесного светила, помещенного в геометрическую фигуру или ограненную окружность. На первый взгляд, методика проста, однако, от солнечного круга было невозможно оторвать взор, насколько гармонично сочетались все элементы орнамента.
  • «Травник». Травяной узор, изображение прибрежной осоки или луговых растений.
  • «Под ягодку». Роспись с большим количеством листочков, плодов, цветов и стеблей. Они удивительным образом переплетаются между собой.

Хохломская роспись для детей могла быть и фоновой. В этом случае золотистый орнамент наносился на черное или красное полотно. Самая занятная разновидность данного направления – «кудрина» (стилизованное изображение цветов и листьев). Повторяющиеся завитки плавно переходят в причудливый орнамент.
Вернуться к оглавлению 

Посуда и не только

Мастера Заволжья в большом ассортименте производили предметы домашнего обихода: шкатулки, табакерки, столики, шкафчики. На заказ изготавливали золотую хохлому, но цена на подобную продукцию подскакивала до небес. Однако потребителей это не смущало, каждый хотел стать обладателем уникальной росписи.

С девятнадцатого века хохломская игрушка и прочие товары, декорированные красивым орнаментом, стали дорожать. Причина скрывалась в том, что существенно усложнился процесс производства. Умельцы все чаще стали использовать растительный орнамент. Да, они придерживались старинных традиций росписи, но при этом внесли в нее особы стиль письма, который и отличает промысел от иных видов ремесла.

Со временем изделия заметно укрупнились. Мастера стали использовать манеру «кудрина», характеризующуюся золотистыми цветками и листьями. Орнамент состоял из нескольких отдельных элементов, которые удивительным образом сливались в единое целое.

Самое почитаемое направление в хохломе «травное письмо», во второй половине двадцатого столетия живописцы стали использовать особый орнамент. Так и зародились характерные черты промысла.

Постепенно усложнялся колорит узора, штрихи становились тоньше, сюжет обретал определенность. В средней полосе России появились жанры искусства, отдаленно напоминающие хохлому: федоскинские миниатюры и жостовские подносы. Чуть позже заработал завод по созданию керамических изделий под гжель.

В чем отличие хохломской и городецкой росписей

Яркую и насыщенную хохлому практически нереально спутать с иным народным творчеством. Умельцы используют только растительный узор, никаких бытовых сценок или изображений животных. Характерная черта промысла – золотистый фон. Богатые переливы красиво оттеняются ажурными плетением верхового орнамента и крупным деталями красно-черной гаммы при фоновой росписи.

В городецкой росписи вы не встретите золотистых мотивов. Если мастера хохломы применяли минимальную цветовую гамму, то умельцы городецкого промысла не скупились на разнообразные оттенки. Они использовали их в неограниченном количестве, играя с бликами, тенями и переливами.

К тому же в данном искусстве часто изображали быт граждан, народные гуляния и прочие ситуационные сюжет. Мастера хохломы этого избегали.
Вернуться к оглавлению 

Хохлома — что это такое с точки зрения мировой общественности?

В середине девятнадцатого столетия слава о хохломской росписи дошла до заграничных государств. В 1889 году была проведена выставка в столице Франции. Именно она открыла дорогу «золотому искусству» на все мировые континенты. Изделия российского промысла можно было встретить на рынках Индии, Китая, Западной Европы и т.д.

Невероятная популярность продукции заволжских мастеров стала отличным стимулом для дальнейшего развития отрасли. Существенно расширился ассортимент, помимо ложек и чашек в продажу поступили бокалы, кружки, бочонки и т.п. Наибольшим спросом на Западе пользовались братины – посудины огромного размера в виде ладьи с дюжиной ковшиков. Изделие предназначалось для массового пиршества.

Хохлома в песенном жанре

Изобразительное искусство часто гармонично сочетается с иными направлениями творчества. Хохломская роспись история ее развития не стала исключением. Уже на протяжении нескольких лет не теряет популярности песня, посвященная народному промыслу. Ее исполняют сольно или целыми коллективами.

Красивая мелодия, трогательные и проникновенные стихи, не могут оставить равнодушными. К слову, песня «Хохлома» не раз становилась лауреатом музыкальных конкурсов.

Заключение

Старинный русский промысел является обширным пластом российской культуры. Символом хохломской росписи считается огненная Жар-птица. Искусство совершенствовалось на протяжении нескольких веков. Причудливые переплетения известны и любимы не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Посмотрите интересный видеосюжет о хохломской росписи.

Вернуться к оглавлению 

Хохлома, хохломская роспись — история промысла и фото » Перуница


Старинное искусство хохломской росписи переживает сейчас новый расцвет. Сверкающая золотом, пламенеющая киноварными узорами деревянная посуда и мебель пользуются всемирной известностью. Замечательный русский художественный промысел, возникший еще в XVII столетии в Поволжье, вблизи торгового села Хохлома, от которого и получил свое название, превратился в один из самых крупных центров народного творчества в нашей стране. В прошлом веке хохломские ложки и миски были принадлежностью повседневного крестьянского обихода.

В жизнь советского человека Хохлома вошла по-новому: великолепные сервизы украсили праздничный стол, декоративные вазы и панно вписались в ансамбль современного интерьера и оживили его; мелкие вещицы — коробочки, ковшики — стали любимыми сувенирами, расписные бусы, броши и браслеты — нарядным дополнением женского костюма.


И все-таки среди разнообразной продукции хохломского промысла, подчас имеющей чисто декоративное назначение, самое важное место занимает посуда. Сегодня, наряду с традиционными чашками, ложками, бочагами, поставцами, художники Хохломы предлагают красивые и удобные в употреблении кухонные комплекты, наборы для ухи, ягод, меда, молока, состоящие из нескольких предметов. От этой яркой красочной посуды словно веет щедростью, русским хлебосольством.
Но растущая слава Хохломы объясняется не только тем что хохломские изделия практичны и приятны в хозяйстве, могут служить в качестве декоративного украшения или оригинального сувенира. В наше время все яснее становится значение хохломской росписи как самобытной области русского народного творчества, уникального явления национальной культуры. В произведениях, созданных руками современных мастеров, оживает художественный опыт многих поколений талантливых токарей по дереву, резчиков и живописцев.
Когда рассматриваешь выточенные из легкого дерева чашки, поставцы, бочага, солоницы, не устаешь восхищаться строгой красотой форм, звучной декоративностью росписи, превратившей эти скромные предметы домашнего обихода в подлинные произведения искусства.
Мотивы хохломской росписи просты и поэтичны. Они ограничены растительным и несложным геометрическим орнаментом. Мягко стелются по выпуклым поверхностям предметов гибкие травы или веточки с золотыми упругими завитками-листьями. В узор вплетаются цветы, гроздья ягод. В композициях, то строгих и лаконичных, то изысканных и пышных, нашли воплощение любовь русского народа к природе, его стремление к красоте.
Жизнерадостный строй росписи приобретает праздничную торжественность благодаря великолепно найденной красочной гамме: сверкающего золота, алой киновари и глубокого черного тона. Строгие сочетания цвета и яркий блеск золота придают деревянным мискам сходство с драгоценной посудой. Это тем более замечательно, что хохломское «золото» — продукт изобретательности русских ремесленников.
А получить эффект золота на дереве не так-то просто: некрашеные изделия грунтуют, покрывают олифой, натирают алюминиевым порошком (в прошлом — оловянным, реже серебряным). «Посеребренную» таким образом посуду расписывают стойкими к высокой температуре масляными красками, лакируют и закаляют в печи. От нагрева лак желтеет, обращая «серебро» в «золото», смягчая яркость колорита росписи ровным 3олотистым тоном.
Секреты технологии, замечательные традиции этого вида народного искусства хранят и совершенствуют два крупных художественных предприятия, находящихся в Горьковской области: «Хохломская роспись» в городе Семенове и «Хохломской художник» в деревнях Семино, Кулигино, Новопокровское Ковернинского района. Прославленные коллективы объединяют около тысячи мастеров. Творчество многих из них отмечено высокими наградами.
Родиной хохломской росписи не случайно стало Заволжье. Лесной край на северо-востоке бывшей Нижегородской губернии издавна славился умелыми мастерами. Здесь вплоть до конца XIX века сохранялись многочисленные художественные ремесла, среди которых, благодаря обилию лесов, особое место заняла обработка дерева. Хохлома была лишь единственной отраслью распространенного здесь искусства резьбы, токарного дела и росписи по дереву.
Резьбой и росписью щедро украшалась крестьянская утварь: сани, конские дуги, прялки, вальки, ткацкие станы, посуда. Затейливые узоры вырезали народные мастера на пряничных и набоечных досках, для детей делали щепную и точеную игрушку. Особенно изощренным в Поволжье был резной наряд изб. Фронтон, стены, ворота покрывались декоративными досками с изображением пышного растительного орнамента и фантастических существ — птицы-Сирии, русалок-«берегинь», львов с цветущей веткой вместо хвоста.
Чтобы усилить впечатление нарядности, домовую резьбу, как и резьбу на утвари, подцвечивали. Но еще сильнее стремление крестьянских художников к яркой красочности проявилось в росписи деревянных игрушек, лубяных коробов, берестяных туесов, хохломской посуды и городецких прялок.
Городецкая живопись, возникшая во второй половине XIX века по соседству с хохломской росписью, совершенно не похожа на нее. В деревнях, вблизи известного шумными базарами Волжского Городца, крестьяне изображали на широких донцах прялок забавные картинки: нарядные «парочки», лихих всадников на крутошеих конях в обрамлении пышных роз или пестрых букетов, веселые угощения.
И сегодня эта крестьянская живопись восхищает нас до дерзости смелой живописной манерой, звучной гармонией насыщенных синих, желтых, черных и розово-красных тонов. Бытовые сценки, указывающие на позднее происхождение Городецкой росписи, цветистость красочной гаммы, техника «холодной» окраски по контрасту подчеркивают неповторимое своеобразие чисто орнаментальных мотивов Хохломы, ее строгого торжественного колорита и необычной технологии, порожденных художественной культурой XVII столетни.
В истории народных промыслов Поволжья хохломской промысел занял особое место не только по широте распространения, количеству занятых рабочих рук, объему изготовляемой продукции, размаху торговли, но и по удивительной жизнеспособности. Способ хохломской окраски возник, по всей вероятности, в XVII веке. Во всяком случае, уже тогда металлический порошок в украшении деревянной посуды широко использовался нижегородскими мастерами, например, в вотчинах боярина Морозова, который в письме к своим приказчикам в 1659 году требовал прислать ему «сто блюд сковоротчетых красных (т. е. окрашенных. — Т. Е.) и на оловянное дело». Но была ли эта посуда похожа на золотую, неизвестно.
Вполне возможно, что на сложение технологии Хохломы оказало влияние развитое в раскольничьих скитах Заволжья иконописное ремесло — для золочения фона икон употреблялся серебряный порошок под олифу. В этой технике, близкой хохломской, местные иконописцы пробовали создать и чисто орнаментальные композиции. В Горьковском художественном музее хранятся киоты XVII века, расписанные пышными растительными узорами, напоминающими драгоценные восточные ткани. Фантастические золотые цветы и причудливой формы листья поблескивают на красном и зеленом фонах.
Распространение способа имитации золота в окраске крестьянской посуды было вызвано, по-видимому, желанием подражать дорогой утвари, выточенной из ценных пород дерева, окрашенной киноварью и расписанной настоящим золотом. Она бытовала у бояр, а изготовлялась в монастырях и, в частности, в Тронце-Сергиевой лавре, к которой в XVII веке были приписаны заволжские села Хохлома и Скоробогатово. Из документов монастыря видно, что крестьяне из этих сел вызывались для работы в мастерские Лавры, где могли познакомиться с производством праздничных чаш и ковшей. Интересно, что именно хохломские и скоробогачовские земли стали родиной оригинальной народной росписи, посуды, похожей на драгоценную.
Обилие леса, близость торговых путей способствовали развитию промысла. В 1810 году русский ученый-географ Евдоким Зябловский сообщал, что в деревнях Нижегородской губернии, расположенных на левом берегу Волги, «крестьяне точат и лакируют разную деревянную посуду. Товар их легок, чист, крепок, и как желтый, так и черный их лак, который варят они из льнянаго масла, весьма крепок и светел».
К середине XIX века промысел значительно вырос. «Деятельность в Хохломской волости необыкновенная, — писали „Нижегородские Губернские Ведомости» в 1855 году, — в одних деревнях приготовляются баклуши, в других — из баклуш точат чашки, в третьих — их красят. . .»
Десять деревень Семеновского уезда (Вихарево, Кошелево, Сивцево, Березовка и другие) в 1870 году окрасили 930 тысяч штук посуды. С ними соперничала Скоробогатовская волость соседней Костромской губернии, где росписью занимались в Больших и Малых Хрящах, Семине, Россадине, Мокушине, Воротневе и селе Бездели, получившем свое название за то, что его жители не сеяли хлеба, как другие крестьяне, а жили только доходами от промысла.
Во второй половине XIX века здесь делали всевозможные чашки, икорные блюда пяти сортов, точеные кружки, бочонки, лаковые трости и табакерки. Славилась и мебель с хохломскими узорами, которую изготовляла в Безделях семья Красильниковых. К этому времени хохломская роспись накопила определенные традиции, сложились ее характерные приемы, типы композиций.
Искусство Хохломы в своих истоках тесно связано с древнерусской декоративной культурой. В хохломских орнаментах можно увидеть связь с растительными узорами икон и фресок, рукописей, тканей и утвари XVII столетия. В процессе развития крестьянская роспись испытала различные влияния, но, переработав их, создала свой особый стиль, во многом определявшийся задачами массового производства дешевой посуды для крестьянского же обихода.
Принципы украшения ее разнообразны и зависят от формы, размеров и назначения предмета. Самые дешевые миски, которые можно было встретить в любой деревенской избе, имели несложный орнамент. Мастер, обмакнув в краску трафарет, сделанный из кусочка фетра, сухого гриба-дождевика или пористой губки, уверенно наносил на поверхность миски черные и красные ромбики, звездочки, спирали. Они чередовались на золотом фоне в строгом ритмическом порядке, иногда сочетаясь с легкими мазками, то разбросанными по бортику, то образующими на дне подобие цветка. Уже в этих примитивных композициях сказалось замечательное декоративное чутье деревенского художника, его умение заполнить поверхность предмета рисунком, нигде не оставляя пустот, но и не забивая золотого фона краской. Скупыми средствами мастер создавал нарядную, радующую глаз роспись.
Вещи крупные или более сложные по форме расписывались так называемым травным орнаментом. Он исполнялся быстрыми лаконичными росчерками кисти, похожими на травинки или перистые листья. Легкий ажурный узор, покрывающий золотистые блюда, бочонки, поставцы, подчеркивал красотут их пропорций, пластику силуэта.
В этом отношении примечательна роспись «артельных» чаш, огромных, «до полутора аршин в диаметре», из которых можно было накормить целую артель. Иногда на них красовалась надпись: Сия чаша для бурлаков, приятно кушать им на здоровье. Хозяину служим, песенку поем.

На дне такой чаши мастер, как правило, помещал розетку из «трав». Эта композиция получила в народе название «рыжика», то ли из-за сходства с лесным грибом, то ли потому, что напоминала солнышко — рыжее Ярило. Часто розетка вписывалась в ромб, образуя как бы пряник.

Рисунок в центре, подчеркивающий дно, обрамлялся растительной ветвью. Она ложилась на бортик чаши пышным венком и словно распускалась на наших глазах, выбрасывая один за другим упруго завитые побеги с гроздьями ягод. Такой орнаментальный мотив удобно распространять на сферической поверхности предмета, а благодаря многократному повторению, рисунок его приобретает ясность и законченность.


В другом случае композиция строится по принципу контраста—«пряник» укрупнен, а по бортику, словно перья сказочной птицы, смело брошены вихрящиеся мазки, бегущие в одном направлении. Их стремительный ритм огтеняег неподвижность «пряника». Травные узоры, вынесенные из старины, Хохлома бережно хранит, а иногда неожиданно смело перерабатывает, создавая до бесконечные и разнообразные варианты: волнообразная ветвь на чаше, пышные кустики на пузатом бочонке или приземистой солоннце, изящные «осочки» на стройном поставце, а на крышке его — круто изогнутая веточка-спираль.
Фантазия крестьянского художника неистощима: орнамент никогда не повторяется в точности, а каждый новый его вариант — это искусная импровизация, исполненная без предварительного рисунка. Оттого так выразительны приемы «верхового» письма, которыми исполняют «травку»: гибкие мазки — травинки — ложатся силуэтами поверх Золотого фона. Ритмы росписи определяются движениями кисти, то смелыми, энергичными, то плавными и неторопливыми, но всегда уверенными и точными.
Манера письма, выработанная не одним поколением художников, сочетает выверенность приемов с непосредственностью и кажущейся простотой: мы видим, как застывала краска от прикосновения кисти, дающей жизнь чудесным листам и травам. Сочные мазки и легкие росчерки предельно условны и содержат только намек на форму, но сразу же вызывают в нашем воображении живой и яркий образ цветущего растения.
В этих огненных всплесках киновари — щедрость и богатство души русского человека, в них — живое чувство природы и мечта крестьянина о прекрасном, его желание превратить скромную былинку в диковинное растение, вьющееся причудливыми завитками. О том же поется и в народных свадебных песнях: вьется «золотой яр-хмель», на пути жениха к невесте распускаются «лазоревые цветы», склоняется «шелковая травушка».
Травный орнамент был самым любимым у крестьян, но существовали и композиции без «травки», «под листок»,— изображение несложных по рисунку листочков на ветках, или такие, где «травки» были дополнением к основному узору. Например, «древко» с крупными цветами и листьями, курчавыми усиками.
«Верховое» письмо это одно направленно хохломской росписи, связанное с традицией свободных кистевых росписей, которые бытовали в Поволжье в XVII—XVIII веках. Иные приемы и декоративные принципы развивает возникшее в середине прошлого столетия «фоновое» письмо.
Исполнение его отличается большей сложностью: тонкой черной линией художник намечает контуры рисунка, затем закрашивает красный фон, а оставленный серебристый узор отписывает, т. е. оживляет легкими мазками, оттеняет штриховкой. После покрытия лаком и закалки в печи золотые цветы и листья заблестят на празднично-алом пли глубоком черном фоне.
Так писали «кудрину — орнамент, образованный золотыми завитками. Они, следуя друг за другом, словно гребешки волн, создают нарядную золотую кайму. Такую полоску любили помещать по краям чаш и поставцов.
Часто мотивом «кудрины» является крупная ветвь с сочными листьями, напоминающая растительные узоры домовой резьбы. Эти узоры, по рассказам старого мастера Н. Г. Подогова, художники Хохломы переделывали на свой лад, изменяли композицию, приспосабливая ее к выпуклым поверхностям точеной посуды, придавали листьям более округлые очертания.
«Кудрина» нравилась своей обобщенностью, игрой плоских золотых пятен. Миски и ложки украшали такой росписью, но особенно хороша была она на крупных предметах — больших чашах, дугах, круглых табуретах. На дугах, сделанных в середине прошлого века, встречаются также узоры с более мелкими веточками, перехваченными кольцами и кудрявыми листочками. Они напоминают орнаменты древних рукописных книг, сохранявшихся старообрядцами.
Очевидно, эти рисунки повлияли на сложение мотивов «кудрины», а возможно, и определили графический характер ее приемов: вместо сочных мазков «травки», рождающих впечатление живописности, объема, здесь властвуют контурная линия, плоское золотое пятно, тонкий штрих в проработке деталей. Однако сложное и трудоемкое «фоновое» письмо исполнялось, по-видимому, только на подарочных вещах или но особому заказу. Таких вещей дошло до нас немного, и часто они были подписными или имели надписи: Сия дуга крестьянина Симеона Иванова Гришина дер. Реткино 1853.
Техника «верхового» письма, благодаря легкости и лаконизму его приемов, оставалась главной в украшении массовой посуды, которая продавалась партиями по тысяче штук. Легкие, прочные, нарядные и дешевые хохломские миски, ложки, поставцы и блюда широко расходились в России и вывозились за границу. Основной торговой магистралью была Волга.
Весной, как только река очищалась ото льда, доверху нагруженные «щепным товаром» барки плыли в Городец либо в Нижний Новгород и Макарьев, славившиеся своими ярмарками, а оттуда в Саратовскую и Астраханскую губернии. Через киргизские степи доставляли хохломскую посуду в Персию, Индию, Среднюю Азию. Из Нижнего отправлялась она в Сибирь, к Белому и Балтийскому морям. Англичане, немцы и французы покупали ее в Архангельске. Путешественники встречали хохломские чашки в отдаленных городах Америки, Африки и Австралии.
Несмотря на растущую популярность хохломской росписи, в конце XIX — начале XX века промысел пережил жестокий кризис, вызванный подорожанием леса и усилившейся конкуренцией фабричной посуды. Кустарям приходилось вырабатывать самые дешевые сорта посуды, роспись вырождалась в грубые небрежные мазки. Профессиональные художники, посланные Нижегородским земством для обучения кустарей новым рисункам, внесли в роспись элемент холодной стилизации.
Новую страницу искусства Хохломы открыла Великая Октябрьская социалистическая революция. В первых постановлениях Советской власти ощущалась забота об охране и развитии народного творчества. Важную роль в его судьбах сыграл декрет ВЦИК. подписанный В. И. Лениным и М. И. Калининым 25 апреля 1919 года. «О мерах содействия кустарной промышленности». Хохломские кустари, как и мастера других промыслов, получили необходимую финансовую поддержку и сырье. Они объединились в артели и перешли работать из тесных красилен в светлые и просторные общественные мастерские. В 1918 году в г. Семенове открылась школа хохломской росписи.
Устроенная в 1921 году в залах Государственного Исторического музея выставка произведений крестьянского искусства показала его подлинную красоту и значительность, побудила художников Хохломы обратиться к изучению богатого наследия прошлого. Временем возрождения подлинно народного характера росписи были 1920—1930-е годы. Ее лучшие традиции сохранили и передали молодому поколению художников старые мастера: С. С. Юзиков, братья Красильниковы, А. М. Серов, П. Ф. Распопин, семья Пологовых и другие.
Однако традиции дореволюционного искусства Хохломы подверглись переосмыслению в духе времени. В результате, на Выставке народного творчества, которая состоялась в 1937 году в Государственной Третьяковской галерее, появились новые оригинальные работы хохломских художников. В этих произведениях на основе старинного «травного» письма были созданы разнообразные варианты растительных узоров. Художники стали помещать среди гибких травок цветы, узорчатые листья, ягоды земляники, смородины, малины, колоски ржи, изображать птиц, а иногда и рыб в разводах трав-водорослей. Впервые в хохломском орнаменте ярко воплотилось радостное ощущение жизни, а его содержание стало богатым и эмоциональным.
Последующие десятилетия были полны напряженных исканий: искусство Хохломы обогащалось новыми открытиями. Наиболее высокие творческие достижения связаны с современным этапом в жизни промысла. Прекрасные результаты приносит работа хохломских мастеров в содружестве с сотрудниками московского Научно-исследовательского института художественной промышленности — В. М. Вишневской. 3. А. Архиповой, А. В. Бабаевой. Е. И. Воронцовой.
В открывшихся на хохломских фабриках экспериментальных лабораториях художниками создается богатый ассортимент изделий, которые сегодня приобретают все большую популярность. Здесь и разнообразная посуда, и декоративные вазы, ковши, панно, и комплекты разборной детской мебели, легкие и удобные журнальные столики. Среди новинок сувенирной продукции — изящные вазочки, пудреницы, набор из трех миниатюрных поставцов, вложенных один в другой и расписанных «травкой», «кудриной» и «под фон».
В разработке пластических качеств новых изделий авторы стремятся полнее использовать специфику дерева. Принимая за основу типы традиционной русской деревянной посуды— чаши, братины, поставцы, кадочки, большие кружки для кваса,— художники по-своему интерпретируют форму, придавая ей более острую выразительность, подчеркивая стройность и легкость или, напротив, массивность и приземистость. Это достигается изменением пропорции, силуэта, оригинальным решением деталей — ручек, крышек.
Благодаря новому декоративному назначению хохломских изделий, эстетическая основа Хохломы получила дальнейшее развитие. Хохломская роспись сегодня стала необычайно тонкой, виртуозной, эмоциональной. В совершенстве владея всеми видами письма, художники создают бесконечно разнообразные варианты орнаментов. И в любой композиции ощущается яркая индивидуальность мастера. Даже, казалось бы, в однообразных, на первый взгляд, травных узорах мы легко можем отличить крупные сочные «травины» А. И. Куркиной от нежной «травушки» Н. А. Денисовой или легких динамичных, словно склоненных порывом ветра, алых «трав» Е. Н. Доспаловой.
Сложнее и богаче стала красочная гамма росписи. В пределах традиционного колорита мастера ищут новые интересные сочетания, раскладывая основные цвета на близкие оттенки: на красных ягодах появляются желто-оранжевые блики, на листах — переливы зеленовато-коричневатых тонов, мягко сочетающихся с золотой. Палитра Хохломы словно вбирает в себя красочное богатство осенних лесов, среди которых родилась роспись.
Насыщенность хохломских узоров художники оттеняют золотыми полосками, точеными декоративными кольцами, желобками, придающими изделию особую нарядность. В современном хохломском искусстве определилось два направления.
В Ковернинском районе, где мастера работают в деревнях, затерявшихся среди густых лесов, образный строй росписи во многом определяется непосредственными жизненными впечатлениями. Преобладающие мотивы здесь —«травка», скромные полевые цветы, листья и сережки березы, липы, лесные ягоды. Ритмы рисунка плавны, неторопливы, зато кистевые приемы живописны и смелы. «Мы любим ягоду живую, свободу в росписи»,—говорят ковернннскне художницы.
У каждой из них — своя особая манера исполнения. Тонким лиризмом отличается творчество Л. И. Масловой. Ласковый, приветливый образ природы воплощен ею в композициях с мотивом крыжовника. На гибких веточках изображает она узорчатые нежно-зеленые листья, полосатые золотисто-желтые ягоды. Сквозь мохнатую их кожицу словно просвечивают на солнышке золотые жилочки-штрихи.
Росписи К. В. Моснной с малинкой, рябиной и смородиной сродни веселой крестьянской песне. Веет от них свежестью чувства, чисто народным пониманием цвета —звучного, яркого, полнокровного. Тонкие линии уживаются здесь с дерзким мазком и «тычком», («ляпушкой»), который наносится торцом кисти. Такими «тычками» мастерица пишет ягоды ежевики и малины, крону деревца, цветы клевера.
Живописным темпераментом выделяется среди других мастериц О. П. Лушнна. Часто строит она композиции на игре крупных пятен цвета, отказываясь от традиционного гибкого стебля или куста. По золотому фону чаш и ваз смело разбрасывает художница огненно-красные листья. Эти яркие сочные пятна, подобные звонким музыкальным аккордам, сообщают образному строю росписи особую приподнятость и мажорность.
Современное «фоновое» письмо стало необычайно эффектным. Растительные узоры, которые исполняются в этой технике, благодаря особым приемам получили новую оригинальную интерпретацию: то в густо насыщенных орнаментом росписях А. Т. Бусовой пламень ягод и золото листьев контрастируют с бархатно-черной глубиной фона, то сияют на нем, как звезды на ночном небе, золотые цветы-розетки в произведениях О. Л. Веселовой. Мастер П. А. Новожилова любит красный фон, придающий изображению особенную праздничность. Мягки, пластичны рисунки ковернинской «кудрины». Правда, здесь они исполняются реже, чем в городе Семенове.
Город Семенов —другой крупный центр Хохломы, где это искусство развивается несколько иначе. Хотя и семеновские и ковернинские художники — тонкие знатоки всех видов письма, у тех и у других есть свои любимые мотивы и приемы. Различия в характере их росписи наметились давно. В 1937 году на выставке «Народное творчество» в Третьяковской галерее особый интерес вызвали два декоративных панно. Одно из них принадлежало ковернинскому мастеру А. Г. Подогову.
Использовав старинный мотив композиции «древко», он изобразил кричащих скворцов среди свежей зелени и пушистых цветов черемухи. Ему удалось создать поэтический и вместе с тем жизненный образ весенней русской природы. Работа семеновской художницы А. П. Кузнецовой завораживала своей сказочностью: на пышной ветви с волшебными яблоками изящная птица-Пава с огненным золотисто-оранжевым оперением.
Семеновцев и позднее привлекали сложные и пышные композиции с фантастическими птицами, цветами и причудливой формы листьями, которые ими исполнялись в легкой графической манере.
В последнее время много и охотно семеновские мастера работают над орнаментами «Кудрины», пишут их мелко, с ювелирной тонкостью.
Своеобразны, необычны мотивы «кудрины» у М. Ф. Синевой. В них варьируется изображение экзотического цветка, образованного золотыми завитками и напоминающего восточное опахало.
Если ковернннские мастерицы стараются каждая сохранить свой индивидуальный «почерк», то в г. Семенове талантливые художницы А. П. Савинова, Н. П. Сальникова, Н. В. Морозова, Н. И. Иванова, М. М. Гладкова, создавая новые композиции, часто работают сообща. Каждая всегда может продолжить или закончить работу другой. Особенно хороши столовые сервизы, выполненные коллективом мастеров под руководством И. К. Сорокина.
Редкостными по красоте узорами расписывают различные предметы. Можно без конца любоваться филигранным орнаментом из мелких золотых завитков-листьев на гибком стебле. Прихотливо изгибаясь, золотые ветки ложатся на красный фон чашек, братин и ковшей нарядным ажурным кружевом. Великолепная торжественная роспись соответствует назначению праздничной посуды. Произведения семеновских и ковернинских художников прекрасно дополняют друг друга, давая представление о богатых и разнообразных возможностях современной хохломской росписи.
Когда-то изобретательные русские крестьяне, восхищаясь дорогой, но недоступной для них украшенной золотом посудой, создали Хохлому. Волшебная сила искусства превратила ее в подлинную драгоценность, и сегодня красочные и поэтичные хохломские вещи несут радость людям всей Земли.

Т. И. Емельянова. 1974 г.

: Изобразительное искусство :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр

КУПИТЬ ХОХЛОМСКАЯ ПОСУДА

Хохлома — традиционное народное русское ремесло, появившееся в 17 веке в деревнях под Нижним Новгородом. Один из самых известных видов народной русской декоративной росписи, с его помощью создается роскошная, богато украшенная деревянная посуда и мебель.

Изделия хотя и деревянные, но выглядят как позолоченный металл, а их золотая поверхность и орнаменты отливают мягким металлическим блеском.Мастера Хохломы владеют оригинальной технологией росписи дерева золотом без использования золота.

Традиционно на золотом фоне раскрашивают цветочные орнаменты черного и красного (реже зеленого) цвета. Золотой, черный и красный — такое сочетание можно увидеть в различных произведениях древнерусского декоративно-прикладного искусства, но для Хохломы эти цвета особенно важны: красный добавляет теплоту и мягкость искусственному золоту, а черный подчеркивает его блеск. Кроме того, закругленные поверхности окрашенной посуды не имеют резких линий и, таким образом, красиво рассеивают свет.

Хохломская роспись получила свое название по торговому поселению Хохлома Нижегородской губернии; расписные деревянные изделия привозили на продажу из близлежащих деревень, хотя в самой Хохломе они никогда не производились.

Ремесло своим происхождением обязано старообрядцам, которые, спасаясь от преследований чиновников, укрылись в местных лесах. Однако следует отметить, что еще до приезда местные жители занимались изготовлением посуды из мягких пород дерева.Среди раскольников были и иконописцы, обучавшие местных мастеров этой технике росписи. Легенда повествует о замечательном иконописце Андрее Лоскуте, который отказался подчиняться религиозным реформам патриарха Никона и поэтому прилетел из столицы и поселился в лесу. Писал в старинном стиле деревянные изделия и иконы. Патриарх узнал об этом и послал солдат схватить вольнодумного монаха. Но Андрей не сдавался; он сжег свою хижину (и, возможно, сам внутри нее), а до этого доверил сельским жителям сохранить свои ремесла.

Технология хохломской росписи с тех пор практически не изменилась. Процесс состоит из нескольких этапов: сначала заготовки обтачиваются на токарном станке, затем изделие шлифуется на жидком глиняном растворе и смазывается льняным маслом, а на следующем этапе обрабатывается олифой и сушится. Этот шаг повторяется три-четыре раза. Следующий этап — лужение: изделие покрывается алюминиевой металлической пудрой (раньше использовали серебряную пудру, а позже более дешевую оловянную пудру). Затем изделие серебристого цвета готово к росписи маслом и закрепляется сушкой в ​​печи.После этого работа покрывается несколькими слоями лака, каждый из которых просушивается отдельно в печи. Именно под воздействием высокой температуры лак превращает серебряный цвет изделия в золотистый.

Хохломские художники наносят роспись кистью от руки, без предварительной разметки. Образность хохломы декоративна и орнаментальна: она наиболее обобщенно передает красоту живой природы. Изображения цветущих кустов и ягод всегда считались в России символами добра, благополучия и счастья.Этот красивый обычай сохраняется и в наши дни мастерами Хохломы, которые украшают привычные предметы домашнего обихода витиеватой росписью. Они используют растительные орнаменты из цветов, трав и ягод. В хохломской росписи существует несколько видов этого орнамента.

Существует два основных типа хохломской росписи: верхняя роспись — красные и черные орнаменты на золотом фоне; и фоновая живопись — золотые орнаменты на цветном фоне. «Верхняя роспись» включает традиционные элементы орнамента «трава» и «лист».«Трава» состоит из травинок и родников, окрашенных в красный или черный на золотистый цвет. «Листовая» роспись состоит из овальных листьев и ягод, обычно раскиданных по стеблю. «Фоновая» роспись основана на большом золотом рисунке на красном или черном фоне. Сначала обводится контур, затем заполняется фон, а затем поверх фона добавляются небольшие рисунки. Один из видов фоновой росписи называется кудрина (от русского «кудри» — локоны) — это цветущий узор с затейливыми золотыми завитками, напоминающими локоны.В начале 19 века «верхняя» роспись была более распространена, поскольку «фоновая» роспись более сложна и использовалась в дорогих подарочных изделиях. «Фоновая роспись» стала особенно популярной во второй половине XIX века, когда было налажено хохломское мебельное производство.

Уникальные произведения хокломского искусства можно увидеть в Хокломском музее, открытом на фабрике Семенова в 1972 году. Среди них огромная хокломская ложка размером 2 метра 67 см и чаша размером полтора метра.Современные хохломские предприятия производят посуду, мебель, сувениры и другие товары.

Подробнее о русских сувенирах …

КУПИТЬ ХОХЛОМСКАЯ ПОСУДА

Традиционная хохломская роспись — Арт-калейдоскоп

Эскиз традиционной хохломской росписи

Традиционная хохломская роспись
Хохломская роспись — уникальное явление в мировой культуре, традиционное русское искусство, нигде в мире не встречающееся.Хохломская роспись родом из Волги и получила свое название в честь одной из деревень Нижегородской области — Хохлома. Между тем, во второй половине XVII века после церковных реформ в этих местах искали пристанище старообрядцы. И среди них были художники, благодаря которым появилась хохломская роспись.
Тогда в росписи икон использовалась технология росписи фона в золотистый цвет. Между тем, мастера использовали золотой и серебряный порошок, который был дешевле. После росписи мастер обмазал икону льняным маслом и запек в духовке.В результате фон приобрел золотистый цвет. Это алхимия! И аналогичные технологии мастера использовали в хохломской росписи. Однако вместо серебра взяли оловянный порошок, и результат был тот же — изделия стали солнечно-золотыми. Несомненно, такие блюда были достойны царского стола, доступного и для простых людей.

Декоративная тарелка традиционным золотом Хохломская роспись

Основные цвета, используемые в хохломской росписи — золотой, черный и красный. Иногда эти цвета дополняли зеленый, коричневый, оранжевый и желтый цвета.Мотивы в живописи преимущественно натуральные: трава, цветы, ягоды. Картина с лошадью представлена ​​в нескольких вариантах, окруженная «травяной росписью».

Раскрашенный фон выполняется следующим образом: Мастер рисует черные или красные контуры композиции, затем раскрашивает фон и прорисовывает детали. Конечно, это очень трудоемкая работа.

Традиционная хохломская роспись

Натюрморт с фруктами и хохломской росписью по дереву

Есть еще зеленая хохлома, изготовленная фирмой «Хохломская роспись» г. Семенов Нижегородской области.В хохломской росписи есть несколько видов орнаментов. В частности, композиция в круге, композиция в «ветке», композиция в «спиральном венке», композиция в квадрате, композиция из дерева. А в галерее — образцы хохломского орнамента.

Великолепный набор, расписанный традиционным хохломским золотом

Клубника в хохломской вазе

Лебединая ваза, Хохломская роспись по дереву

Яблоки и Хохлома натюрморт

Зеленая Хохломская роспись

Образец зеленой хохломской росписи

Орнамент для хохломской росписи по дереву

Узоры хохломского орнамента

Сказочный орнамент

Синий орнамент хохлома

Красивый орнамент хохлома

Растительный орнамент

Жар-птица.Красно-черный хохломский орнамент

Календарь на 2014 год в хохломском стиле

Лошади Календарь на 2014 год в хохломском стиле

Роспись ягод и листьев

Из России с любовью

Золотая хохломская роспись

Чаша и ложки Хохломская роспись

Стильная хохломская роспись

Набор Хохломской росписи

Ложки и кувшин, Хохломская роспись

Великолепная Хохломская роспись

Кухня деревянная посуда Хохломская роспись

Стол с хохломской посудой

Ноутбук декорированный хохломской росписью по дереву

Традиционный узор

Узоры народной росписи

Преобладают красные и черные

Листья и цветы традиционный узор

Ягоды и цветы на красном фоне

сказочное народное творчество

Желтый фон

Потрясающие узоры

Мимоза

Круглая красная тарелка

Разнообразие узоров

Яркие цвета

Традиционные орнаменты

Великолепный

Подсолнухи и ягоды

Красивый

Птицы и цветы

Контрастные цвета

Яркие цвета

Народная живопись

Красный и желтый

Разнообразие цветов

Великолепная картина

Оранжевый, желтый, красный

Очаровательный орнамент

Изысканные украшения

ярмарка мастеров.ru

Живопись достички

Популярный вариант хохломской росписи — традиционное решение для русского, народного искусства, связанное с росписью дерева. Этот жанр живописи появился очень давно, но популярен по сей день. С помощью хохломской росписи декорирован ряд предметов: от предметов быта до стен в домах. Хохломская роспись определяется тем, что в ней собраны уникальные и действительно красивые графические элементы — цветы, ягоды, зелень.

Хохломская роспись для доски

Постараемся сделать доску своими руками в хохломской росписи. Он может прийти как в повседневную жизнь, так и стать неповторимым подарком на праздник другу или любимому человеку.

  • Доска плоская (фасонная или прямоугольная)
  • Цвета акрила в цвете золото, зеленый и красный и черный оттенок
  • Лак акриловый глянцевый
  • Кисти разных размеров
  • Карандаш

Живопись, украшение

Возьмите кусок дерева с доски.На него необходимо нанести наши будущие выкройки. Здесь вы сами вольны выбрать композицию будущего рисунка, предложенных вариантов будет немного ниже. Фон необходимо залить черной акриловой краской. Каждый листик, а также ягодку рисуем. После необходимо закрасить основу ягод с помощью красного цвета. Для листочков используем акриловую краску зеленого цвета, а также цветом золота декорируем веточки и цветы. Цветонос ягод следует обработать зеленой краской.С помощью красной краски нужно прорисовать мелкие прожилки в элементах листьев, также выделить стебли, капельки цвета. Обработка и выключение. Используя золотую краску, продолжаем наносить и создавать завитки возле стебля, точно так же, как мы выбираем косточку клубники. Для обода доски используем золотую краску. Затем приступаем к отделочным работам. Здесь нам понадобится акриловый лак, а также кисть — для нанесения лака на покрытие. Ожидаем высыхания лака. Теперь наш товар готов, его можно использовать в повседневной жизни или в качестве подарка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *