Оформление клумб и цветников на даче своими руками: 6 идей оформления, советы дизайнера

дизайн, оформление, советы и лайфхаки

Создание цветников завершает оформление придомовой территории или дачного участка. Часто их располагают там, где образуется свободное пространство после обустройства дорожек, посадки деревьев и кустарников.

Можно создать весенне-летние, летне-осенние или непрерывного цветения клумбы. Они могут быть разными по конструкции и оформлению, и для этого не всегда нужны дорогие материалы, а работа под  силу и начинающим мастерам.

Содержание

Какие клумбы и цветники подходят для садовых участков

Для цветника желательно выделить хорошо освещенное место, на которое свободно попадают солнечные лучи летом 12 часов. Если такого нет, тогда нужно подобрать растения для цветника так, чтобы они хорошо развивались в имеющихся условиях. Обычно на дачных участках для клумб остается немного места, поэтому используются такие виды, которые не требуют много территории.

Регулярные цветники и клумбы свободной планировки

Все цветники делят на две группы — свободной (пейзажной) планировки и регулярные. Последние представляют собой озеленение, при котором цветы высаживаются в виде правильной формы или определенного рисунка. К ним относятся:

Все они могут быть установлены на дачных участках, кроме партера, требующего много свободного пространства.

Пейзажные цветники удобны для дачных участков, так как имеют свободную планировку и размытые границы между разными сортами растений, могут быть разного размера, поэтому хорошо помещаются на любой площади.

Наиболее интересные варианты — это миксбордеры, которые имеют вытянутую форму и состоят из многолетних и однолетних цветов с разным периодом и сроком цветения.

Также на дачных участках можно высаживать группы растений и комбинировать их, составляя красивые композиции.

Клумбы непрерывного цветения

Для некоторых видов цветников, например миксбордера, непрерывность цветения — одно из основных условий выбора растений.

Но и для других клумб такой набор растений интересен, так как обеспечивает беспрерывное цветение. Для этого можно посадить растения, которые будут зацветать по очереди в таком порядке:

  • крокусы и подснежники;

    Крокусы на альпийской горке

  • пролеска, гиацинт, нарциссы, тюльпаны, анемоны;

    Клумба с крокусами и гиацинтами

  • живучка, шиловидный флокс;

    Рабатка из флоксов

  • однолетники бархатцы, бальзамин, сальвия.

    Бархатцы и сальвия в цветнике

Дополнить композицию можно хвойными кустами, если позволяет пространство.

При составлении клумбы нужно соблюдать ряд правил:

  • подбирать растения, цветущие один за другим и такие, которые после того, как отцветут, выглядят декоративно, например, имеют красивые пестрые листья;
  • использовать растения с примерно одинаковыми требованиями к влажности и составу грунта, освещенности местности;
  • сажать сорта, совместимые по высоте или так, чтобы они не загораживали друг друга;
  • высаживать растения одного вида группами;
  • использовать не менее 7-8 видов цветов на одной клумбе.

Желательно использовать на одной клумбе и многолетники, и однолетники. Весеннюю группу формируют из луковичных (крокусы, пролески, нарциссы) и клубневых (анемоны, маргаритки) видов. В летнюю группу можно включить высокие виды (мальва, гладиолусы), а в осеннюю — сорта с декоративной листвой.

Таблица. Время цветения  растений
Название растенияВремя цветения
МайИюнь ИюльАвгуст-Сентябрь
Нарциссы+
Аквилегия+
Лилия++
Дельфиниум+
Бархатцы++
Шалфей++
Астра однолетняя+
Гелениум+
Крокус+
Хоста++++
Маргаритки+++
Гиацинт++

Дизайн клумб со съедобной зеленью и цветами

Даже на участке небольшой площади можно разместить и цветник, и полезные овощи и зелень.

Хороший способ сделать это — создать клумбу со съедобной зеленью. Для нее подойдут следующие растения:

  • декоративная капуста — имеет яркие рифленые листья и растет до поздней осени, но требует много места;
  • шнитт-лук — ранней весной уже имеет красивое перо, высаживается на заднем плане;
  • афлатунский лук — сочный и с привкусом чеснока, имеет мясистые листья весной и красивые цветоносы на длинном стебле летом и осенью, высаживается сплошным рядом;
  • лук-слизун — цветет только в июле и потому долго сохраняет зеленые листья;
  • ревень  — имеет красивую крупную листву и формируется в мощный куст, который хорошо комбинируется с растениями, требующими опоры, например гладиолусами или ирисами;
  • артишок — вырастает до 2 м и часто используется как центральное растение в многоярусных клумбах, красиво цветет фиолетовым, листва используется в салатах;
  • салаты разных видов — быстро растут и красиво смотрятся до середины лета до того, как пустят стрелы, часто используются для формирования зеленых бордюров;
  • столовая свекла — имеет красивую листву, высаживается в середине клумбы.


Также используются и пряные травы. Кучерявая петрушка, игольчатые листья с синими цветками розмарина, синие соцветия шалфея, фиолетовые метелки иссопа, золотистый майоран и фиолетовый базилик могут стать основой полезной и ароматной клумбы.

Схема клумбы с травами

Выбор и сочетание растений

Один из основных параметров выбора растений для цветника — это их высота.

Нельзя, чтобы высокие сорта перекрывали остальные, поэтому обычно их сажают в центре клумбы или на заднем плане.

Схема клумбы из многолетников

Начинать выбор лучше с тех сортов, которые составят основу композиции, будут ее акцентом. Это не только высокие виды, но также все крупные и яркие цветки. Потом выбирают фоновые растения, которые дополняют основные, а также заполняют пустые места и придают форму цветнику.

Желательно при выборе стиля оформления цветника учитывать и дизайн окружающей территории. По цвету можно использовать как однотонные композиции, так и контрастные. Красиво смотрятся и их комбинации.

Например, синие цветки часто теряются на фоне темной листвы. Но их можно выделить и сделать яркими, если рядом расположить растения с желтыми цветами.

Дельфиниумы в центре клумбы

Некоторые виды не сочетаются друг с другом, потому их не рекомендуется сажать на одной клумбе. Плохими являются такие сочетания:

  • пионы с любыми кустарниками, например, розами;
  • гвоздика и розы
    ;
  • георгины и любые культурные растения — эти цветы используются для моноклумбы.

А лютиковые растения (анемона, дельфиниум, лютик) нуждаются в большом количестве влаги, поэтому рядом с ними плохо растут любые виды влаголюбивых цветов.

Как сохранить цветники в жару

Обычно цветники наполняют растениями, которые нуждаются в одинаковом режиме полива. Поэтому и жару они переносят одинаково. Чтобы максимально сохранить жизнеспособность цветов в такие дни, лучше поливать их обильно, но редко, например, раз в неделю. Также эффективно капельное орошение.

Капельный полив Гардена

Подкормку лучше отложить, так как она стимулирует рост растений, для чего требуется еще больше такой дефицитной в жару влаги.

Можно на этапе планирования дизайна территории продумать этот вопрос и организовать цветник в затененном месте, например, под деревьями. Но для него также придется использовать и тенелюбивые цветы.

Бюджетные цветники для дачников

Недорогой и быстрый способ создать цветник на даче своими руками — использовать подручные материалы и ненужные предметы. Любые камни, кирпичи, галька подходят для оформления бордюров клумбы.

Их оставляют в естественном виде или окрашивают в яркие цвета.

Бюджетный вариант — использовать для создания клумбы из однолетних цветов с небольшой корневой системой спилы или пни.

Так можно оформить клумбы с тюльпанами, анютиными глазками, петуниями. Чтобы сделать такой цветник своими руками, нужно:

  1. Выбрать не гнилой и не поврежденный насекомыми пень или спил.
  2. Пилой или стамеской проделать в нем углубление, оставляя нетронутыми по кругу 5 см.
  3. Покрыть дерево антисептическим составом.
  4. Сделать дренаж в виде просверленных наклонных отверстий на стенках. На дно положить слой гравия.
  5. Заполнить конструкцию грунтом и посадить выбранные растения.

Видеоинструкция:

Также для оформления цветника подходят другие деревянные изделия — колышки, бревна, опилки, ветки.  Например, из ивовых веток можно сплести корзинки и использовать их как контейнеры для цветов.

Примерно так же, как из пня, можно создать цветники из различных старых вещей — тележки, лодки, автомобиля, клетки, телевизора, бочки, любой испорченной мебели.

Если площадь дачного участка маленькая, тогда небольшие клумбы можно оформить из лейки, чемодана, старых сумок, бутылок, стеклянных или пластиковых тарелок.

Из окрашенной автомобильной шины получается яркая клумба, а из ящиков и паллет — основа для создания многоярусного цветника.

Красивые комбинации цветочных клумб

Красивые клумбы получаются  при использовании в композиции интересных сочетаний не только по сортам растений, но также:

  • по цвету — градиент, контраст, близкие оттенки;
  • по форме — плавные хаотичные линии, строгие геометрические фигуры, орнаменты;
  • дополнительным элементам.

Удачно обыграть можно самые разные предметы, сделав их центральным элементом цветника, его основой или окаймлением. Это могут быть уже описанные бюджетные варианты или, например, мостик, садовый фонтанчик, скамейка, вокруг которых высаживаются цветы.

Всегда красиво смотрятся объемные клумбы. Для их создания в центре высаживают более высокие цветы, потом — пониже, а по краям — почвопокровные сорта.

Алиссум

Такую клумбу можно оформить в старой автопокрышке, бочке, ящике. По аналогии с размером можно использовать другой параметр растений — цвет: в центре посадить темные синие цветы, потом голубые, а по краям белые.

Примула и ирисы на клумбе

Интересный вариант — каменный сад. Так называют цветник, который выращивают на камнях. Их фиксируют с помощью известкового раствора или раскладывают на выделенной территории хаотично или в соответствии с заранее продуманной схемой.

В пространствах между камнями сажают растения, съедобную зелень, пряные травы. Часто такие композиции дополняют кустарниками и деревьями, особенно если для сада выделена немаленькая территория.

Лайфхаки и опыт садовников

При создании цветников своими руками с использование подручных материалов садовники советуют правильно обрабатывать предметы и емкости, чтобы не возникло проблем с ростом растений. Так, всегда нужен дренаж, чтобы вода не застаивалась и корни не гнили.

Если используется металлический предмет, тогда нужна антикоррозийная обработка, а для дерева — антисептическая.

Когда на дачном участке совсем мало места, то можно сделать много цветников в контейнерах и расположить их по всей территории — под деревьями, на заборе, на подоконниках, рядом с беседкой или скамейкой и другими предметами.

Также при выборе растений садоводы рекомендуют:

  • не бояться использовать оригинальные формы для многолетников;
  • создавать клумбы непрерывного цветения;
  • смешивать формы, фактуры и цвета растений;
  • низкорослые и высокие многолетники сажать рядами, а из разных по росту растений создавать композиции.

Если в готовой клумбе какое-то растение кажется лишним, не нужно оставлять его, а лучше заменить новым. Хотя планирование и составление схемы перед оформлением цветника  — это правильно, экспериментируя, можно получить новые интересные варианты.

Создание цветника без сорняков — в следующем видео:

Альфира Сагитова

Ландшатный дизайнер

Задать вопрос

Занимаюсь ландшафтным дизайном с 2010 года. Жду ваших вопросов в комментариях или личных сообщениях в VK и Facebook.

dizlandshafta

фото идеи, как сделать красивую клумбу, цветник

Лучший способ украсить сад летом – сделать клумбы своими руками или обустроить цветники. Начинающие цветоводы путают эти понятия, для непридирчивых дачников — это равноценные обозначения. Цветником можно назвать любой ограниченный участок земли, на котором выращивают декоративные растения. Клумба является его разновидностью и отличается формой (геометрическая фигура, чаще всего со скругленными углами – овал или круг) и способом высадки растений. Ее дизайн предполагает наличие рисунка или узора, который образуют растения разных видов.

Оглавление

  • 1 Оформление
  • 2 Рекомендации по подбору растений
  • 3 Чем ограждать
  • 4 Как соорудить цветник
  • 5 Оригинальные идеи

Оформление

Трудно представить садовый участок без цветов. Хотя бы несколько кустиков можно обнаружить на каждой даче. А у настоящих любителей-цветоводов в саду обилие красивых композиций, шикарных клумб и небольших цветников. Конечно, можно посадить несколько кустиков цветущих растений, где есть свободное место, но гораздо эффективнее сначала тщательно продумать стратегию и затем вписать их в общий дизайн участка. Подыскивая для этого интересные идеи, следует знать, что цветники бывают нескольких разновидностей, которые могут стать отправной точкой при решении, как сделать клумбу.

Естественные или нерегулярные варианты подойдут для любого участка, и их оформление можно провести без участия профессионала-садовода. Их особенностью является хаотичность цветения растений, которые распускаются в разное время. Плюсом является долговечность – такая клумба способна украсить дачу и все лето радовать глаз обильным цветением, а если на нее высадить многолетники, то можно не задумываться несколько лет о подборе растений. Достаточно будет небольшой ежегодной корректировки.

Регулярные неудобны для использования на даче, потому что их дизайн подразумевает одновременное расцветание и отцветание растений. Ими обычно занимаются профессиональные флористы.

Многоярусные клумбы своими руками создают многие цветоводы, потому что они легки в исполнении, могут быть сделаны из подручных средств, состоят из нескольких «этажей» и хорошо обозреваются со всех сторон. Если нет возможности поднимать почву, «этажность» можно сделать с помощью растений разной высоты.

Ковровые оформляются из карликовых растений, напоминающих во время цветения пестрый ковер. Моноклумба – еще один часто встречающийся на участках вариант. Ее дизайн создается из растений одного вида, которые могут отличаться сортом.

Рекомендации по подбору растений

Решая, как сделать клумбу, следует помнить, что подбор растений не менее важен, причем учитывать нужно не только период их цветения, но и такие свойства, как сухо- и морозоустойчивость:

  • если клумба будет редко поливаться, следует выбирать засухоустойчивые растения, а вот влаголюбивым будет в таких условиях тяжело: вместо того, чтобы направлять все силы на обильное цветение, им придется все лето бороться за выживание;
  • при устройстве вертикального цветника внимание следует обратить на лианоподобные растения с обильной листвой и пышным цветением;
  • с северной стороны дома или в тени деревьев хорошо себя будут чувствовать теневыносливые растения, а вот солнцелюбивые просто не будут расти, а уж цветов от них и подавно не дождаться;
  • следует учитывать, что головки цветов «следят» за солнцем, поэтому если смотреть на цветочную клумбу придется только с северной стороны, то большая часть цветков будут повернута к свету.

Любое несоответствие между растениями снизит декоративные качества цветов, и клумба, в которую вложены труд и средства, выйдет малопривлекательной. При качественном подборе растений самые необычные композиции можно сделать из самых ординарных растений.

Чем ограждать

Чтобы найти решение, иногда достаточно просто оглянуться вокруг и обратить внимание на вещи, которые давно пора выбросить.

Ограждения для клумбы на даче делаются не только из покупного декоративного материала, но и из подручных средств:

  • старые покрышки;
  • половинки кирпича;
  • бутылки, вкопанные горлышком вниз;
  • рейки одного размера;
  • спилы деревьев;
  • ящики от старых шкафов или письменных столов, из которых сооружают высокую клумбу;
  • природный камень;
  • ненужная утварь.

Как соорудить цветник

Первое, что нужно сделать – выбрать место и обозначить на нем границы цветника. Для этого можно использовать колышки с натянутой между ними бечевкой. Формы клумб рекомендуется выбирать плавные: именно они придадут композиции изящество и органичность. Форма должна нравиться в первую очередь самому садоводу, тогда и клумба удастся. Дальнейшая обработка участка под клумбу проводится в такой последовательности:

  1. Выбирается пласт земли высотой 25-30 см.
  2. Создается дренажный слой из щебня, битого кирпича или керамзита.
  3. Стенки клумбы оформляются выбранным для ограждения материалом, который хорошо закрепляют.
  4. Засыпается плодородная почва, уровень которой в середине делается выше, чем по краям. Благодаря подобной уловке цветочные клумбы хорошо просматриваются со всех сторон.
  5. О подготовленном участке «забывают» на 7-10 дней, чтобы почва осела. При необходимости за это время подсыпают грунт.
  6. Производится оформление подготовленного участка растениями.

Пока подготовленный участок будет ждать своей очереди, нужно подумать, как будут высажены на нем цветы. Составляются 2-3 схемы, в которых следует воплотить собственные идеи. В итоге из всех вариантов придется выбрать только один и реализовать его на участке в саду.

Если клумба оформляется не в центре участка, а ближе к забору или стене дома, многоярусный вариант будет оптимальным решением, поскольку позволит видеть все растения.

Оригинальные идеи

Основное условие, при котором создаются оригинальные и красивые клумбы – не бояться разрушать стереотипы. Идеи витают в воздухе, и при выборе оригинального ограждения дизайн любого цветника можно считать наполовину продуманным. Нужно только поискать на участке: наверняка после стройки или ремонта там завалялось несколько предметов (обрезки шифера, остатки металлочерепицы или линолеума), которые позволят сделать цветник оригинальным.

Органично смотрятся цветники на даче своими руками, высаженные в старые пни. Для этого отлично подойдет спиленное когда-то дерево, причем не только ствол, но и спил толстой ветки. С одного торца следует выдолбить углубление, в котором разместится земля, а потом до второго просверлить отверстие для стока лишней жидкости при поливе. Древесина не должна быть трухлявой, иначе пень рассыплется в первый же сезон во время эксплуатации. Автором подобной идеи является сама природа, позволяющая селиться на стволах старых деревьев не только грибам, но и цветам.

Оригинально будет смотреться на участке и старая деревянная бочка, засаженная лианоподобными растениями. Такая высокая клумба будет выглядеть многоярусной, если в стенках бочки проделать несколько отверстий и посадить в них ярко цветущие карликовые кустики.

Полиэтиленовая тара для многих является палочкой-выручалочкой: одинаковые ПЭТ-бутылки, заполненные песком и вкопанные в землю, станут отличным ограждением. По отзывам цветоводов такой мини-заборчик — не только декоративный, но и служит защитой цветников от кротов. Можно использовать для ограждения как бутылки одного цвета, так и разноцветные, чередуя их в ограде.

Самые красивые садовые клумбы получаются при смешанных посадках, когда рядом располагаются цветущие растения и декоративные травы. Нужно относиться к своему садовому участку, как художник к холсту, а к будущей клумбе, как к творению, которое появится на холсте в результате приложенных усилий. Не стоит стремиться оформить клумбами весь участок. Лучше пусть она будет одна, но в нее вложены не только силы, но и частица души.

Фотогалерея

Предлагаем вашему вниманию 50 оригинальных фото-идей для клумбы своими руками.

А также видео-подборка:

Украшаем дачу своими руками

Комплектация:

  1. Необычные клумбы из подручных материалов;
  2. Беспрецедентный зверь;
  3. Новая жизнь старой пишущей машинки;
  4. Поделки из мозаики своими руками;

В этой статье я поделюсь с вами идеями дачного декора и элементами садового дизайна, которые можно сделать своими руками. Очень интересно заниматься таким творчеством с детьми. Начну, пожалуй, с самого главного, на мой взгляд: с создания оригинальных клумб.

Необычные клумбы из подручных материалов

Создадим красоту из того, что есть в наличии. В необычных цветниках и цветниках из подручного материала и посадите там свои любимые цветы. Не буду подробно вдаваться в технологию создания необычных клумб – все наглядно показано на фотографиях.

Миниатюрная клумба «Лебедь»

На дачной лужайке присел отдохнуть прекрасный лебедь, а там и остался. Небольшая клумба изготовлена ​​из обычной автомобильной покрышки, окрашенной белой акриловой краской.

Еще несколько вариантов клумб из покрышек, которые не составит труда сделать своими руками: оранжевые, красные, желтые.

Клумба под деревом

Эта грандиозная клумба устроена внутри кладки, выглядит эффектно и респектабельно. Фигурный камень немного углубляют в землю и скрепляют цементным раствором. Прекрасная клумба, но один недостаток все же есть: здесь смогут жить только тенелюбивые растения, ведь, сами понимаете, под раскидистой кроной дерева солнца им не видать.

А вот такая же клумба под молодой саженец, сделанная из половинок деревянных чурочек. Отличная идея! Пока дерево подрастает, под ним можно посадить красивые однолетние цветы.

Зверь невиданный

Если с нервами все в порядке, проще сделать своими руками. Здесь мы использовали срубленное дерево, одна сторона которого обращена в нос с изящно вырезанными ноздрями.

Глаза из мозаики, которой не страшны ни жара, ни ветер; роль бровей и меха выполняют низкорослые зимостойкие многолетники. Такие поделки не блещут яркой красотой, но очень оригинальны.

Новая жизнь старой машинки

Старая машинка получила вторую жизнь в Подмосковье. Интересная идея, но выращивать в таких экстремальных условиях можно очень неприхотливые растения.

Поделки из мозаики своими руками

Цветники и клумбы — далеко не все, что может создать своими руками смекалистый дачник. Вы только посмотрите, как красиво смотрятся на даче поделки из мозаики своими руками.

Абстракция из мозаики

Прекрасная мини-скульптура из каменно-стеклянной кладки, где в роли элементов мозаики выступают белые округлые камни и стекло. Однако эта абстракция будет более уместна на фоне водного пейзажа: пруда или ручья.

Бабочка

Красивая бабочка присела отдохнуть в тени раскидистого дерева.

Поделка изготовлена ​​на фанерной основе, облицованной цветным стеклом в виде крыльев бабочки с радужным узором. Стекло посажено на тяжеловесную краску, а сверху покрыто бесцветным акриловым лаком. С обратной стороны фанера обработана олифой и окрашена водостойкой и морозостойкой краской. Усики сделаны из медной проволоки, тело — из стальной ленты, а глазки — из черных камней.

Скамейка-клумба

Очень интересная постройка: скамья для отдыха, дно которой выложено мозаичной плиткой, сиденье из крашеных обрезных досок, а верх украшен невысокой клумбой с бортиками, также украшен мозаикой.

Кусочки мозаики выкладываются на основу с определенным рисунком и закрепляются на цементном растворе. Издалека такое сооружение похоже на восточный шатер, особенно когда на клумбе распускаются цветы.

Бордюр для грядок

Вот дачник своими руками строит грядку с бордюром, выложенным мозаикой. В качестве основы используется длинная полоса толстой резины, уложенная в заранее выкопанную неглубокую траншею.

Укрепив резиновым полотном кирпичи с одной стороны, садовую землю — с другой, необходимо залить раствором цемента. На подсохший слой эффектно выкладываем плоские камни, предварительно окрашенные акриловой краской. Простое и красивое решение.

Ландшафтные идеи и дизайнСделай сам Ландшафтный дизайнСамодельные поделки своими руками

Сад и ландшафтный дизайн — 19 век

Рост мировой торговли и путешествий принес в Европу в конце 18-го века поток экзотических растений, период цветения которых значительно продлил потенциальный сезон цветочного сада. Хотя акцент в садах итальянского Возрождения, в садах классического барокко во Франции, в лужайках и посыпанных гравием дорожках Англии 17-го века и в броуновском парковом саду был сделан на дизайне, они редко были полностью без цветов. В большинстве садов выращивали цветы, иногда в большом количестве и разнообразии, но цветники в современном понимании ограничивались коттеджами, небольшими городскими садами и относительно небольшими огороженными участками в более крупных садах. Доступность новых растений вкупе с жадностью к новому опыту и благородным интересом к естествознанию не только вдохнули новую жизнь в цветник, но и стали первым шагом на пути эволюции сада из произведения искусства в музей растений. . Компромисс между новым цветником и броуновским парком был достигнут Хамфри Рептоном. Ему принадлежит большая заслуга в популяризации открытой террасы с видом на парк, которая откровенно признавала разные функции парка и сада, а также подчеркивала их стилистическую дисгармонию. Сад коллекционеров растений, или «садовый» стиль, был наиболее развит Дж. К. Лаудоном в середине 19 века.век. Лаудон настаивал на том, чтобы садоводство было передано из рук архитектора, художника и культурного дилетанта профессиональному садоводу.

Непродуманное использование новой палитры, которую сделали доступной импорт и селекция растений, было настолько очевидным эстетическим бедствием, что к концу 19-го века были предприняты попытки сломать его власть. Архитектор сэр Реджинальд Бломфилд выступал за возвращение к формальному саду, но против этого, поскольку это требовало облицованной каменной кладки, были экономические возражения. Более успешными и более созвучными эскапистским потребностям растущего числа городских жителей были учение и практика Уильяма Робинсона, который с одинаковой энергией нападал как на старый церемониальный сад, так и на сад коллекционеров и проповедовал, что ботаника является наукой, но садоводство было искусством. Под его руководством к планированию и посадке садов стали относиться более критично. Его собственный сад в усадьбе Граветье продемонстрировал, что растения лучше всего выглядят там, где они лучше всего растут, и что им нужно дать возможность развиваться в естественных формах. Адаптируя принципы Робинсона, Гертруда Джекил применила культ свободных форм к основе скрытой архитектурной регулярности, доведя искусство цветочного сада до высшей точки.

В Северной Америке, где в течение долгого времени большинство людей были заняты созданием мира, а не сада, декоративные сады приживались медленно. В садах, которые действительно существовали, прямолинейный стиль, популярный в Европе конца 17-го и начала 18-го веков, сохранялся и в 18-м веке — возможно, потому, что он удовлетворял психологическую потребность человека чувствовать, что он может овладеть миром, который все еще был в значительной степени неукрощенным. Городские сады Вильямсбурга (начатые в 1698 году) были типичными англо-голландскими городскими садами, которые подвергались нападениям повсюду в Европе 18-го века, кроме Голландии. А Белмонт в Пенсильвании был заложен еще в 1870-х годах с лабиринтами, топиариями и статуями в стиле, который был бы популярен в Англии около двух столетий назад.

Несмотря на то, что садоводы открыли свой бизнес в Соединенных Штатах, нет никаких свидетельств того, что они процветали до 19 века, когда можно услышать об Андре Пармантье, бельгийце, работавшем в поместье Хосака в Гайд-парке, а затем об А. Дж. Даунинг, успешный главный герой садового искусства, которого сменили Калверт Во и Фредерик Лоу Олмстед (последний создал титул и профессию ландшафтного архитектора), проектировщики Центрального парка (начало 1857 г.) в Нью-Йорке и общественного парков по всей стране.

Эклектика XIX века была универсальной в западном мире. Помимо садов, которые были в основе своей рептонскими, то есть попыткой компромисса между броуновским парковым садом и лаудонским цветочным садом, копировались сады почти всех мыслимых стилей; дизайнерские группы, такие как сэр Чарльз Барри, архитектор, и Уильям Иден Несфилд, художник, в Англии, например, создали итальянские партеры, а также извилистые дорожки через заросли.

Модерн

Чувство истории все еще играло роль в садоводстве 20-го века. Стремление сохранить и воспроизвести старые сады, такие как реконструкция садов Вилландри XVI века во Франции и колониальных садов Вильямсбурга в США, не было особенно современным (аналогичные вещи делались в XIX веке), но , так как люди все больше нуждаются в заверениях прошлого, импульс вполне может продолжаться. Попытки создать отличительную современную идиому редки. Сады, большие по современным меркам, все еще создаются в стилях, которые варьируются от версии грандиозной манеры начала 18 века в аббатстве Англси в Кембриджшире до надутого джекилизма, скрещенного с садовым стилем в Боднанте недалеко от Конвея. Предпочтителен воздух либо контролируемой дикой природы, либо слегка навязчивой упорядоченности. Современные общественные сады, которые развились из больших частных садов прошлого, ищут мгновенных народных аплодисментов за количество и яркость своих цветов. В Бразилии Роберто Бурле Маркс использовал тропические материалы, чтобы придать дух современности традиционным способам дизайна. Сады часто отражают японское влияние, особенно в Америке.

Наиболее характерной для 20 в. была функциональная планировка, в которой ландшафтные архитекторы концентрировались на обустройстве открытых пространств вокруг фабрик, офисов, коммунальных домов и магистралей. Цель такого планирования заключалась в том, чтобы в лучшем случае обеспечить удовлетворительные условия для практических аспектов жизни. Это было садоводство только в негативном смысле, «приведение в порядок», мало заботившееся о традиционной цели сада — пробуждать радость. Однако дух тех, кто жил в густонаселенных регионах, был настолько голоден, что требования к садоводству в положительном смысле стали более настойчивыми — к планированию окружающей среды с главной целью не облегчения экономической деятельности, а освежения духа.

Незападный

Западные сады на протяжении многих веков были архитектурными, функционирующими как помещения под открытым небом и демонстрирующими западную настойчивость в физическом контроле над окружающей средой. Из-за другого философского подхода восточные сады совершенно другого типа.

Китай — который для восточной цивилизации является тем же, чем Египет, Греция и Рим для западной — практиковал в начале своей истории анимистическую форму религии. Небо, горы, моря, реки и скалы считались материализацией духов, которые считались обитателями перенаселенного мира. Такая вера подчеркивала важность хороших манер по отношению к миру природы, а также по отношению к другим людям. На этом фоне китайский философ Лао-цзы проповедовал квиетистскую философию даосизма, согласно которой человек должен влиться в ритмы жизни, Конфуций проповедовал умеренность как средство достижения духовного спокойствия, а учение Будды возводило достижение спокойствия на уровень духовного спокойствия. мистический самолет.

Такая история мысли побудила китайцев получать острое удовольствие от спокойного пейзажа отдаленной сельской местности. Из-за физической трудности частого посещения источников такого наслаждения китайцы фиксировали их в пейзажных картинах и делали их трехмерные имитации под рукой. Поэтому их сады были репрезентативными, иногда прямыми, но чаще замещающими, с использованием аналогичных средств для воссоздания эмоций, которые вызывали избранные природные ландшафты. Пейзаж, который привлекал внимание, обычно был уравновешенным; ибо китайцы открыли принцип дополнительных форм, мужского и женского, вертикального и лежачего, грубого и гладкого, горы и равнины, скал и воды, из которых были созданы классические гармонии. Принцип живописи на свитках, согласно которому пейзаж экспонируется не в одном, а в непрерывной последовательности видов, применялся также в садах, и площадки были устроены так, чтобы можно было приятно переходить с одной точки на другую, каждая из которых была рассчитана на то, чтобы доставлять различное удовольствие, подходящее для каждого. к своей ситуации. Утонченный и выжидательный эстетизм, привитый их философией, научил китайцев не игнорировать ничего, что могло бы подготовить ум к восприятию таких переживаний, и каждый поворот пути и уклон земли тщательно рассчитывались, чтобы вызвать подходящее отношение. Так как сад представлял собой комплекс взаимосвязанных, связанных, но различных ощущений, сиденья и укрытия располагались в избранных местах, чтобы можно было спокойно наслаждаться тщательно подготовленными удовольствиями. Киоски и павильоны строились в местах, где лучше всего можно было наблюдать рассвет, или где лунный свет падал на воду, или где хорошо виднелась осенняя листва, или где ветер играл музыку в бамбуковых ветвях. Такие сады предназначались не для показа богатства и великолепия, чтобы произвести впечатление на толпу, а для услаждения владельца, который чувствовал, что его собственный характер усиливается его способностью к утонченному чувству и тонкому восприятию, и который выбирал друзей, чтобы разделить эти удовольствия с той же проницательностью. как он упражнялся в планировании своего сада.

Китайские сады, основанные на природных пейзажах, избегали симметрии. Вместо того, чтобы доминировать над ландшафтом, многие постройки в саду «выросли» в соответствии с требованиями земли. Причудливое разнообразие дизайна, изогнутые линии крыш, отсутствие стен с одной или со всех сторон привели эти строения в гармонию с окружающими их деревьями. Иногда им придавался деревенский изобразительный характер рыбацкой хижины или убежища отшельника. Мосты часто копировались с самых примитивных грубых деревянных или каменных дорожек. Камни, собранные с больших расстояний, стали универсальным декоративным элементом, и в связи с их цветом, формой и размещением возникло высокое знание.

Несмотря на то, что беспокойный 20-й век в значительной степени уничтожил старые сады, картины и их подробные описания, датируемые династией Сун (960–1279 гг. н.э.), обнаруживают поразительную историческую состоятельность. Почти все характерные черты классического китайского сада — рукотворные холмы, тщательно подобранные и размещенные скалы, меандры и каскады воды, остров и мост — присутствовали с древнейших времен.

Китайские сады стали известны на Западе благодаря Марко Поло, который описал территорию дворцов последних императоров династии Сун, во время правления которых искусство достигло своего наивысшего расцвета. Другие отчеты время от времени доходили до Европы, но не имели немедленного эффекта, за исключением Бомарцо, итальянского сада маньеристов, у которого не было преемников. В 17 веке английский дипломат и эссеист сэр Уильям Темпл, достаточно знакомый с рассказами путешественников, чтобы описать китайский принцип неправильности и скрытой симметрии, помог подготовить английский ум к революции в садовом дизайне 2-й четверти 18 века. Китайский пример был не единственным и не самым важным источником нового английского сада, но отчет отца Аттирета, иезуита при маньчжурском (цинском) дворе, опубликованный во Франции в 1747 году и в Англии пятью годами позже, способствовал использованию Китайский орнамент в таких садах, как Кью и Рокстон, ускорил «неупорядоченность» земель. знаменитый Диссертация по восточному садоводству английского архитектора сэра Уильяма Чемберса (1772 г.) была причудливым отчетом, призванным способствовать текущему восстанию в Англии против почти повсеместного броуновского паркового сада.

Влияние Запада на китайские сады было незначительным. Изысканные фонтаны, садовые павильоны в стиле барокко и лабиринты — все это иезуиты построили для императорского сада в Юаньминъюань («Сад чистого света») — не укоренились в китайской культуре. Лишь в 20 веке рядом с китайским жилищем иногда проявлялась европейская регулярность; в то же время в Китае появились улучшенные западные гибриды восточных видов растений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *